5. На основе предложенного текста выполните следующие виды работ: 1) составьте текстуальный конспект, 2) напишите аннотацию, 3) любое предложение текста представьте в виде цитаты. Язык и культура [Текст] // Русский язык: учебное пособие / под ред. Л.Ю. Максимова. – М Каждое общество, обслуживаемое данным языком, имеет и национально-своеобразную культуру. Эта культура получает отражение в языке. Поэтому овладение языком означает, с одной стороны, овладение теми культурными ценностями, которое накопило данное общество, а, с другой стороны, освоение этих ценностей невозможно без знания языка:
язык - хранитель культуры, с его культура наследуется новыми поколениями людей данного общества.
Сам термин культура должен пониматься здесь достаточно широко. Это не только богатства литературы и искусства, накопленные в течение многих веков развития данного общества, но и традиции человеческого общежития, обряды, обычаи, общепринятые формы повседневной деятельности.
Носители того или иного языка, с детства овладевая словарем, грамматикой, системой произносительных норм данного языка, постепенно (и чаще всего незаметно для самих себя) впитывают и национальные формы материальной и духовной культуры. Нередко эта культура бывает связана со специфическим использованием выразительных средств языка.
Так, например, весьма колоритное русское выражение (ехать) в Тулу со своим самоваром имеет в английском языке соответствие в Ньюкасл со своим углем, а в немецком - на Рейн со своей водой.
Для русских типично ходить в гости и приглашать гостей к себе домой, французы же, как правило, встречаются с друзьями вне дома и, соответственно, не употребляют оборотов, эквивалентных по смыслу приведенным русским словосочетаниям. В Финляндии яйца продают на вес, а не счетом на десятки, как у нас, поэтому для финна взвесить полкило яиц имеет смысл, а для русского человека – бессмысленна.
Национально-своеобразным может быть осмысление некоторых слов в их связях с другими словами и понятиями; в этом проявляется специфика использования предметов или отношений, называемых этими словами, в данной культуре. Например, слово сокол в русском языковом сознании связано с такими свойствами, как бесстрашие, гордость (сравните «Песнь о Соколе» М. Горького). На этой основе родилось переносное употребление слова сокол применительно к летчикам. В других языках (например, во французском, в английском и др.) у соответствующих слов, обозначающих эту разновидность птиц, таких ассоциаций нет.
Безударные окончания имен прилагательных проверяются во
О книге (какой? -ой, -ей) интересной.
К дереву (какому? -ому, -ему) высокому.
Кустарник (какой? -ой, -ый, -ий) колючий.
В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ые (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме Им. и Вин. падежей ед. ч. м., перед окончанием пишется Ь:
лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.
В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
апрель - апрельский
июль - июльский
сентябрь - сентябрьский
Исключение: январь - январский
Объяснение:
А) 1. И он не знает чем излить свою досаду (Лесков). 2. Я тот чем был чем есть чем буду (Полежаев). 3. Аврора приехала несколько раньше чем обещала (Лесков). 4. Чем ночь темней тем ярче звёзды (Майков). 5. Чем ушибся тем и лечись (пословица).
Б) 1. За разговором мы не расслышали как снова ударил колокол (Лесков). 2. В эти минуты бойцы уже знали как можно пробраться к берегу (Гроссман). 3. Часто как усядемся у лампы разговор незаметно и свернёт на «ужасные сердца и противные вкусы» (Лесков). 4. Но всё было не совсем так как я думал (Лесков). 5. Она испытала чувство удивительной душевной усталости как чувствует усталость тело после трудового дня (Пастернак). 6. Найдёшь дело как захочешь (Островский). 7. Как я ни упирался я должен был с ним рядом сидеть (Лесков).
В) 1. Брянчиков поехал в Петербург где пребывание его казалось очень опасным (Лесков). 2. Теперь не могу разобрать где именно стоял этот деревянный дом (Лесков). 3. Где больная хочет пусть там и будет (Лесков). 4. Где бы лосось ни жил нереститься он обязательно придёт в свою реку (Дикой).
Г) 1. Теперь же когда он прервал своё молчание фразой из Гамлета Пик обиделся ещё более (Лесков). 2. Вот и подошёл тот момент когда надо прощаться (Гроссман). 3. Природа мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру заглохла б нива жизни (Некрасов). 4. И когда б я ни открыл глаза ты [мать] была всегда возле меня (Фадеев). 5. Ожидая в приёмной когда пригласят он снял свою соломенную в шоколадную а теперь сиреневую шляпу и дал её держать Вите (Федин).