5 Представьте данный рассказ без таких героев, как Тихон, Манюша, молодая учительница. Что изме- нилось в рассказе? Определите роль этих персона- жей.
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево - дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.
Это статья в научном стиле.
Она отличается строгой логичностью. Все предложения связаны по смыслу: в первом предложении даётся определение грозы как физического явления, а второе уточняет его. Для научной речи типична связь предложений при повторяющихся существительных: «в электрических разрядах», «разряды – молнии». Смысловая точность достигается тщательным подбором слов и специальной лексики: «атмосферное явление», «кучево – дождевые облака», «осадками в виде ливня».Глагол «сопровождается» в форме несовершенного вида, что характерно для научного стиля речи. Отвлечённость, обобщённость – признаки, подтверждающие, что статья в научном стиле.
Все указанные языковые средства подчинены задачам разговорного стиля речи.
Текст №2
До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно – лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон.
Этот текст написан в художественном стиле, так как нарисованная писателем картина грозы отличается художественной образностью, широким использованием изобразительно – выразительных средств языка. Метафора «мрачная фигура тучи» заставляет читателя войти в мир, созданный автором. Олицетворение «раскаты, «обнимающие весь небосклон» создаёт, как будто живой, поэтический образ природы. Эпитет «темно – лиловая» дополняет описание грозной силы. Синтаксис также подчинен этой задаче. Градация « гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты» создаёт ощущение нарастающей силы стихии. Причастные обороты дополняют это впечатление.
В художественном стиле речи, кроме типичных для него языковых средств, используются средства и других стилей, например, разговорного, как в этом тексте: «взявшаяся бог знает откуда», «оставалось ещё вёрст десять».
Все перечисленные языковые средства, включенные автором в текст, подчинены задачам художественного стиля.
Текст №3
Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.
Этот текст в публицистическом стиле.
Цель данного текста – информирование, передача общественно значимой информации. Вероятно, это выступление по радио или телевидению. На это указывает оборот речи «как передаёт наш корреспондент». Текст отличается достоверностью, точностью фактов, конкретностью. Описывается реальная обстановка, указывается конкретное место: центральные районы Пензенской области. Соблюдается важнейшее требование к публицистике - общедоступность: сообщение рассчитано на широкую аудиторию и понятно всем. Чтобы воздействовать на слушателя, на его воображение и чувства, автор использует гиперболу «небывалой силы гроза», метафору «удар молнии», эмоционально – экспрессивное предложение «с корнем вырваны столетние деревья», что характерно для публицистического стиля. Эмоциональные средства сочетаются со строгой логической доказательностью. Синтаксис подчинён задаче этого стиля, используются сложные конструкции, например бессоюзное сложное предложение.
Все языковые средства подчинены публицистическому стилю.
В детстве Саша Суворов твёрдо решил что станет великим воином. Он забыл слово "не могу" и каждый день начинал с зарядки обливался по утрам холодной водой.
Всякую свободную минуту он узучал военную науку прочитал множество книг прекрасно знал историю математику географию хорошо разбирался и в других науках. С детства Александр Суворов без затруднений говорил и писал не только по-русски но и по немецки и по французки.
Из худенького щупленького и слабенького мальчика он привратился в крепкого мужественного юношу желающего служить своему Отечеству.
Текст №1
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево - дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.
Это статья в научном стиле.
Она отличается строгой логичностью. Все предложения связаны по смыслу: в первом предложении даётся определение грозы как физического явления, а второе уточняет его. Для научной речи типична связь предложений при повторяющихся существительных: «в электрических разрядах», «разряды – молнии». Смысловая точность достигается тщательным подбором слов и специальной лексики: «атмосферное явление», «кучево – дождевые облака», «осадками в виде ливня».Глагол «сопровождается» в форме несовершенного вида, что характерно для научного стиля речи. Отвлечённость, обобщённость – признаки, подтверждающие, что статья в научном стиле.
Все указанные языковые средства подчинены задачам разговорного стиля речи.
Текст №2
До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно – лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон.
Этот текст написан в художественном стиле, так как нарисованная писателем картина грозы отличается художественной образностью, широким использованием изобразительно – выразительных средств языка. Метафора «мрачная фигура тучи» заставляет читателя войти в мир, созданный автором. Олицетворение «раскаты, «обнимающие весь небосклон» создаёт, как будто живой, поэтический образ природы. Эпитет «темно – лиловая» дополняет описание грозной силы. Синтаксис также подчинен этой задаче. Градация « гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты» создаёт ощущение нарастающей силы стихии. Причастные обороты дополняют это впечатление.
В художественном стиле речи, кроме типичных для него языковых средств, используются средства и других стилей, например, разговорного, как в этом тексте: «взявшаяся бог знает откуда», «оставалось ещё вёрст десять».
Все перечисленные языковые средства, включенные автором в текст, подчинены задачам художественного стиля.
Текст №3
Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.
Этот текст в публицистическом стиле.
Цель данного текста – информирование, передача общественно значимой информации. Вероятно, это выступление по радио или телевидению. На это указывает оборот речи «как передаёт наш корреспондент». Текст отличается достоверностью, точностью фактов, конкретностью. Описывается реальная обстановка, указывается конкретное место: центральные районы Пензенской области. Соблюдается важнейшее требование к публицистике - общедоступность: сообщение рассчитано на широкую аудиторию и понятно всем. Чтобы воздействовать на слушателя, на его воображение и чувства, автор использует гиперболу «небывалой силы гроза», метафору «удар молнии», эмоционально – экспрессивное предложение «с корнем вырваны столетние деревья», что характерно для публицистического стиля. Эмоциональные средства сочетаются со строгой логической доказательностью. Синтаксис подчинён задаче этого стиля, используются сложные конструкции, например бессоюзное сложное предложение.
Все языковые средства подчинены публицистическому стилю.
В детстве Саша Суворов твёрдо решил что станет великим воином. Он забыл слово "не могу" и каждый день начинал с зарядки обливался по утрам холодной водой.
Всякую свободную минуту он узучал военную науку прочитал множество книг прекрасно знал историю математику географию хорошо разбирался и в других науках. С детства Александр Суворов без затруднений говорил и писал не только по-русски но и по немецки и по французки.
Из худенького щупленького и слабенького мальчика он привратился в крепкого мужественного юношу желающего служить своему Отечеству.
2.не могу
3. Не могу
4.говорил - глагол
Н.ф (что делать?) говорить