57А. Прочитайте отрывок из фельетона Серое небо... серое море... Серый воздух дрожит тонкими дождевыми нитями...
По скользким дорожкам гуськом бродят первые дачники. Бродят они медленно, по три-четыре человека. Дети — впереди, старики — за ними.
Вот они лесной дорожкой, по которой ходить строго воспрещается, подошли к парку, в который вход "воспрещён" строго-настрого. Посмотрели на деревья, которые нельзя ломать, на траву которую нельзя рвать. Взглянули на скамейку, недоступную "посторонним лицам"... и тихо повернули опять на лесную дорожку. Дети — впереди, старики — за ними.
Дачники имеет доисторическое происхождение. Несколько народных легенд касаются этой темы. Не буду приводить их дословно, передам только сущность.
Первый дачник пришел с запада. Остановился около деревни, осмотрелся и сел. И вокруг того места, куда он сел, сейчас же образовались площадка, стол и занавеска. Так просидел первый дачник первое лето.
На второе лето он вернулся опять. Принес с собой две удочки и привел четырех детей в беленьких кепках. И образовался вокруг него зелёный заборчик и кудрявые березки. Так просидел первый дачник второе лето.
На третье лето вернулся снова и принес с собой гамак, привел восемь детей в беленьких кепи. Так первый дачник пустил первые корни.
57Б. Озаглавьте фельетон. Проанализируйте языковые особенности фельетона как текста публицистического стиля. Основное внимание при анализе текста обратите на средства создания юмора. В каких значени- ях употреблены слова и выражения: бродят гуськом, ходить строго воспрещается, просидеть, доисторический, образовался заборчик, пустил первые корни, стал наполнять собой? Какой эффект достигается намеренным соединением слов разговорного и официально-делового стилей во втором абзаце?
это, конечно, трудный вопрос, но разобраться в нем можно.
дело в том, что глагол вылететь относится ко 2-му спряжения, а не к 1-му.
обратите внимание на то, что в тех параграфах учебников языка, в которых говорится, что ко 2-му спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться, и 11 глаголов-исключений (4 на -ать и 7 на -еть, не перечисляю, сами, конечно же, знаете) , а остальные глаголы относятся к 1-му спряжению, есть оговорка: при безударных личных окончаниях.
если личные окончания глаголов ударные, тип спряжения мы определяем по ним, а не по инфинитиву, при этом совершенно неважно, какая концовка у инфинитива.
глагол пить, например, 1-го спряжения, потому что имеет ударные личные окончания -ёшь, -ёт, -ём, -ёте, -ют, а глаголы шуметь, кричать лететь - 2-го спряжения, потому что имеют ударные окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) : шумишь, шумит, шумим, шумите, шумят; летишь, летит, летим, летите, летят.
определяя тип спряжения глагола вылететь, мы должны учитывать и еще одну тонкость: если глагол имеет приставку вы-, то тип его спряжения мы определяем, отбросив эту приставку, так как она в большинстве случаев перетягивает ударение на себя, поэтому окончания глаголов с приставкой вы- - безударные.
пример:
нам надо определить, какую гласную надо вставить в окончание глагола в предложении
рано утром вы вылет… те в москву.
рассуждаем следующим образом: в глаголе вылет… те окончание безударное, но не торопимся определять тип спряжения по инфинитиву, так как в нем есть приставка вы-. отбрасываем приставку и получаем:
рано утром вы летите в москву.
ударное окончание -ите показывает, что перед нами глагол 2-го спряжения, значит, в окончание глагола вылет… те надо вставить букву и.
это, конечно, трудный вопрос, но разобраться в нем можно.
дело в том, что глагол вылететь относится ко 2-му спряжения, а не к 1-му.
обратите внимание на то, что в тех параграфах учебников языка, в которых говорится, что ко 2-му спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться, и 11 глаголов-исключений (4 на -ать и 7 на -еть, не перечисляю, сами, конечно же, знаете) , а остальные глаголы относятся к 1-му спряжению, есть оговорка: при безударных личных окончаниях.
если личные окончания глаголов ударные, тип спряжения мы определяем по ним, а не по инфинитиву, при этом совершенно неважно, какая концовка у инфинитива.
глагол пить, например, 1-го спряжения, потому что имеет ударные личные окончания -ёшь, -ёт, -ём, -ёте, -ют, а глаголы шуметь, кричать лететь - 2-го спряжения, потому что имеют ударные окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) : шумишь, шумит, шумим, шумите, шумят; летишь, летит, летим, летите, летят.
определяя тип спряжения глагола вылететь, мы должны учитывать и еще одну тонкость: если глагол имеет приставку вы-, то тип его спряжения мы определяем, отбросив эту приставку, так как она в большинстве случаев перетягивает ударение на себя, поэтому окончания глаголов с приставкой вы- - безударные.
пример:
нам надо определить, какую гласную надо вставить в окончание глагола в предложении
рано утром вы вылет… те в москву.
рассуждаем следующим образом: в глаголе вылет… те окончание безударное, но не торопимся определять тип спряжения по инфинитиву, так как в нем есть приставка вы-. отбрасываем приставку и получаем:
рано утром вы летите в москву.
ударное окончание -ите показывает, что перед нами глагол 2-го спряжения, значит, в окончание глагола вылет… те надо вставить букву и.