6 класс Контрольная работа
Повторение в начале учебного года-1
1. Вставьте пропущенные орфограммы, поставьте недостающие знаки препинания. (10п.)
Лиса в пещере, разбойничьи глухие. Хорошо идти весь день по этим л...сам проб...ра(т;ть)ся сквозь зар...сли кустов по д...рогам к дальнему оз...ру.
Путь в л...сах это километры тиш...ны бе(с,з)ветрия.
Я люблю л...сные сумерки, когда из мхов тян...т сыростью в тр...ве г...рят св...тляч...ки.
Закат т...жело пыла...т на кронах д...ревьев з...лотит их старинной поз...лотой. Последний луч солнца ещё к...сае(т;ть)ся их в...рхушек а у поднож...я сосен уже темно и глухо. Бе(с;з)шумно л...тают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет з…ря в зар...слях волч...их ягод кричит выпь.
Вот и оз...ро. Здесь под б...рёзой распол...жились знакомые рыбаки. Их лиц я (не) вижу из-за дыма костра, который то разг...рае(т;ть)ся, то гасн...т.
2. Определите стиль текста, обоснуйте свой ответ. (2п.)
3. Постройте словообразовательную цепочку. (2п.)
бесшумно←
старинный ←
4. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения. (5п.)
Схема:
Характеристика:
5. Замените фразеологизмы синонимами. (2п.)
водить за нос – висеть на телефоне –
6. Выпишите слова, употребленные в переносном значении. (2п.)
Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красе.
7. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово хрустальный было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном. (2п.)
С прекрасных книг началось моё познания мира, а из этого зерна родилась в дальнейшем, и духовная устремлённость, и желание понять, что такое народ, что им движет, что есть душа и совесть человека?Жар струился от камней, и если смотреть вдоль, казалось, это не воздух колеблется над камнями, а шевелятся сами валуны . Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, на сон грядущий перелестаешь страницу, и сразу подступают ветки нагретого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь, вдруг падают капли с вёсел, от чавканья сапог по ковровому мху, взлетают тетерева.
Русский язык считается одним из самых сложных и богатых языков в мире. Он имеет длительную историю своего развития. Впрочем, как и сама Россия.
Связь языка с обществом проявляется еще и в том, что все величайшие писатели, поэты, общественные деятели нашей страны вошли также и в историю русского языка. Ведь именно они ему развиваться, внося туда изменения, преобразуя его. Без труда можно назвать целый ряд таких имен. Это и М.В. Ломоносов с его теорией о «трех штилях». Это и Н.М. Карамзин с его учением об изящной «салонной» речи. Это, конечно же, и А.С. Пушкин, внесший большие изменения в русский литературный язык 19 века. Да и вообще все талантливые российские писатели и поэты влияли на русский язык через свои творения.
Важно, что язык – это не беспорядочный набор букв и слов. Он представляет собой систему, начиная со звуков и заканчивая сложными предложениями и целыми текстами. Только в фонетике русского языка существует несколько делений звуков: звонкие, глухие, сонорные, только звонкие и только глухие, мягкие и твердые, только мягкие и только твердые звуки. Кроме того, есть еще и буквы, которые не обозначают никаких звуков (например, мягкий и твердый знаки), а также буквы, обозначающие сразу несколько звуков в определенных позициях (гласные Е, Ё, Ю, Я).
Огромное богатство таит в себе лексика русского языка. В ней существует множество слов для обозначения не только чувств или действий, но даже и для их оттенков. В русском языке существует огромные ряды синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Только русский человек может смотреть своей возлюбленной в глаза, восхищаться очами богини, плевать в зенки соседу и грозиться выколоть моргалы врагу.
Словарный запас русского языка настолько развился, что содержит в себе очень много ответвлений. Это профессиональные, молодежные жаргоны; разнообразные тайные языки (например, язык преступного мира) и так далее. Все они общению различных человеческих групп, служат для их взаимопонимания.
В современном мире мы разговариваем и пишем с языка. Следовательно, у нас есть устный и письменный язык. Письменный, или литературный, язык един для всех. А устных языков великое множество. И не всегда русские люди могут легко понять друг друга.
Так, например, жители деревень и маленьких городов (особенно пожилые) пользуются словами и выражениями, малознакомыми или вовсе незнакомыми жителям мегаполисов. И наоборот.
Это происходит потому, что в русском языке существуют диалекты, слова, выражения и особенности произношения, которые присущи только жителям какой-то одной местности. Известно, что на юге России змею называют «козюлей», избу «хатой». Прекрасный пример диалектных слов дал нам С. Есенин в своем стихотворении «В хате»: