6. Работа в группах. Прочитайте тексты. Подберите к каждому заголовок: а) «Из истории библиотеки», б) «Библиотека Дом книг», в) «Путеводители по библиотеке». Что отра- жают данные названия: тему или основную мысль текстов? І. Есть такой город на свете, в котором собраны путеводители по жизни. Назы- вается он библиотекой. И существуют библиотеки уже почти 5 тысяч лет! Одна из крупнейших библиотек древности Александрийская библиотека. Она была осно- вана в начале II века до н. э. В разные времена помещения для книг имели самые различные названия. ВЕгипте, например, при раскопках археологи над входом в одно помещение обнару- жили надпись: «Аптека для души». Этот вход вёл в библиотеку. По мнению древних египтян, книгу можно сравнить с лекарством. Это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу. 2. Итак, библиотека это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называет- ся Книжным фондом. школьные библиотеки 2 отделения: абонемент и читательный зал. На абонементе книги выдают на дом. меня несколько дней книга ваша. назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку, ведь она нужно другим ребятам.
Есть книги, который на дом не выдаются . Это справочная литература: энциклопедии, словари. Они не только правильно писать слова, но и расширяет кругозор, дают новые сведения из разных областей знания. Это книги, которые могут понадобиться читателем в любой день. И с ними работают в читальном зале.
3.В библиотеке каждая книга стоит на определённом месте. Это позволяет быстро найти ту, которая нас интересует . Другими словами, каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Иногда найти нужную книгу бывает трудно. И здесь на нам приходит указатели - каталоги . Это специальные ящики, где хранятся карточки, на которых написаны название книги и фамилия автора. Сегодня создаются электронные каталоги, которые облегчают поиск нужной книги.
Видов и типов каталогов очень много. Самый распространённый-алфавитный .В нём перечень представлен в алфавитном порядке ( по фамилиям авторов или названиям книг ).
2. Бирючи – это царские служители, объявляющие царские указы. Софья уехала в село Коломенское и послала бирючей по уездам создавать дворянское ополчение
3. Холоп – в Древней Руси: человек, находящийся в зависимости, близок к рабству; в крепостной Руси: крепостной крестьянин, слуга Дворовых холопей у Волкова было всего пятнадцать душ, да и те перебивались с хлеба на квас
4. Челядь – при крепостном праве: дворовые помещика.Сощуренные глаза его быстро посматривали, - не видел ли эти деньги кто из челяди?
5. Бердыш – старинное оружие – широкий длинный топор на высоком древке с лезвием в виде полумесяца. Иван Андреевич в исподнем белье выскочил из шатра, размахивая бердышом
6. Кольчуга – старинный военный доспех в виде рубашки из металлических колец. На кольчуги денег не хватило, одел их в тигелеи, хотя и робел, - как бы на смотру не стали его срамить и ругать.
7. Копьё – колющие или метательное оружие на древке. Стрельцы, уставя копья, кинулись за ним
8. Латы в старину: металлические доспехи, броня. Их обгоняло, крича и хлеща по лошадям, много дворян и детей боярских, в дедовских кольчугах и латах, в новопошитых ферязях, в терликах, в турских кафтанах, - весь уезд съезжался на Лубянскую площадь, на смотр, на земельную вёрстку и перевёрстку.
9. Мушкет – старинное тяжёлое ружьё XVI века. Из него стреляли, ставя для устойчивости на рогатую палку. То он катался на карликовой лошадке, и позади скакали верхом толстые дядьки; то шагом с барабаном впереди ребят, одетых в немецкие кафтаны, с деревянными мушкетами, и опять же дядьки суетились около, размахивая руками 10. Фашина – связка прутьев, хвороста, камыша для укрепления откосов, насыпей, дорог по болоту, для вязки плотов. Скинув кафтан и парик, копая землю, плёл фашины, здесь же ел с солдатами.