7 класс Контрольная работа по теме «Деепричастие» 1.Последн…ю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.
2.Несколько раз ночью мать подходила к его постели поправляла одеяло на мальчиках зажимая кулаком себе рот боясь застонать заплакать от томившей ее тревоги.
3.Засквозили первые проблески рассвета.
4. Дядя Гриценко затопав босыми ногами по хате поднял штору пуская в комнату холодную муть начавшегося утра.
5. Растолкав крепко спавших ребят он сказал: «Хлопцы, пора!»
6. Мальчики зевая од…вались.
7. Они умылись студеной водой согнавшей с них дремоту.
8.Сосредоточенно сопя жевали они холодные лепешки оставшиеся с вечера и запивали их горячим чаем.
9.Прощались в темноте.
10. Утренний ветер поднимавшийся с моря нёс с собой гарь.
11. У входа в каменоломню часовой не проверив пароля не пропустил их.
12. Перед ними был черный колодец казавшийся бездонным.
13. Из невидимых недр шел какой-то запах слышались голоса.
Грамматическое задание
К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
А1. Укажите ошибочное утверждение.
1) Деепричастие обозначает добавочное действие.
2) Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
3) Деепричастие не изменяется.
4) В предложении деепричастие является дополнением.
А2. Какое слово является деепричастием?
1) казавшейся 2) зажимая 3) оставшиеся 4) сосредоточенно
А3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?
1) (не)растолкав 2) (не)сопя 3) (не)навидя 4) (не)проверив
А4. В каком деепричастии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) черпАя 2) сопЯ 3) нАчав 4) прИняв
А5. Укажите верное продолжение предложения.
Отправляя важную телеграмму,
1) всегда указывается обратный адрес. 2) обязательно укажите обратный адрес.
3) мне не хватило денег. 4) без обратного адреса её не примут.
А6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие совершенного вида?
1) проверить затопать 4) растолкать
А7. Укажите деепричастие с чередующейся гласной в корне.
1) зевая 2) блестя 3) запивая 4) затопав
ответы на задания В1 – В6 записывайте словами или цифрами.
В1. Из предложений 2-8 выпишите деепричастия совершенного вида, выделите в них суффиксы.
В2. Из предложений 11-13 выпишите деепричастие, которое пишется с НЕ раздельно.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
В4. Среди предложений 6-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством и обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.
Несколько раз ночью мать подходила к его постели,(1) поправляла одеяло на мальчиках,(2) зажимая кулаком себе рот,(3) боясь застонать,(4) заплакать от томившей ее тревоги.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. ответ запишите цифрой.
С1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 8.
Отношения антонимии могут быть между словами (север – юг), между словами и фразеологизмами (победить – потерпеть поражение), между фразеологизмами (одержать победу – потерпеть поражение).
Различаются также разнокоренные и однокоренные антонимы: бедный – богатый, прилететь – улететь.
Многозначное слово в разных своих значениях может иметь разные антонимы. Так, антонимом слова легкий в значении «незначительный по весу» является прилагательное тяжелый, а в значении «простой для усвоения» – трудный.Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера и т.п. Противопоставление как стилистический прием широко используется в разговорно-бытовых фразеологизмах, пословицах и поговорках. Смысловая емкость, образность народных речений часто создается антонимами. Например: ни жив ни мертв, ни взад ни вперед, ни жарко ни холодно; ученье – свет, а неученье – тьма; с чем пришел, с тем и ушел.Крылатые выражения классиков мировой и русской литературы также часто построены на антонимии: Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем (И.-В. Гете); Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех (Ф. Ларошфуко); Для хороших актеров нет плохих ролей (Ф.Шиллер); У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов); Дома новы, но предрассудки стары
(А.Грибоедов); И ненавидим мы, и любим мы случайно (М.Лермонтов).
Антонимы нередко используются писателями в названиях произведений: «Война и мир» Л.Толстого, «Толстый и тонкий» А.Чехова, «Дни и ночи», «Живые и мертвые» К.Симонова, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского и т.д.Стилистические функции антонимов разнообразны. В одном случае они конструктивно организуют текст, в другом – контрастно оттеняют характеры героев произведений, в третьем – выступают в уточняющей функции. Например, антонимы снаружи – внутри, направо – налево, сперва – потом служат для выражения пространственных или временных отношений в тексте.Вот как описывает Н.Гоголь гостиницу, в которой остановился Чичиков: «Наружный фасад гостиницы отвечал ее внутренности; она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в темно-красных кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною желтою краской...» («Мертвые души»).Антонимы с временным значением показывают последовательность событий. Например, И.Тургенев в повести «Муму» пишет о Герасиме: «Он вошел в свою каморку, уложил щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой,потом в кухню за чашечкой молока». Антонимы с временным значением могут также употребляться и для раскрытия внутреннего мира героев. Вспомним хотя бы такую характеристику барыни из той же повести: «...она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно но и вечер ее был чернее ночи».В поэме А.Твардовского «Василий Теркин» антонимы со значением местоположения подчеркивают масштабность батальных сцен:Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.Раскрывая характеры своих героев, автор использует антонимы, выражающие качественную противоположность понятий (оценочные существительные, качественные прилагательные и т.д.:враг – друг, бедный – богатый, тонкий – толстый, глупый – умный и т.п.).
Весьма показательно в этом отношении стихотворение А.Пушкина «Ты и я»:Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.В функции уточнения антонимы выступают в следующем отрывке из поэмы Н.Гоголя «Мертвые души»: «Другой род мужчин составляли толстые или же такие, как Чичиков, то есть не так чтобы толстые, однако же и не тонкие...».
Типы упражнений в употреблении антонимов определяются этапом обучения и подготовленностью группы. В начальный период обучения, когда идет накопление словарного запаса, учащиеся тренируются главным образом в подборе антонимов и составлении с ними предложений. Закрепляются преимущественно антонимы нейтральной лексики (здесь – там, отвечать – спрашивать, плохо – хорошо, сначала – потом). Учащимся предлагаются упражнения с отдельными словами, словосочетаниями, предложениями и связными текстами.
Упражнения с отдельными словами нужны для осмысления новой лексики, уяснения грамматических особенностей слов-антонимов и их образования.
– Чего-чего? – проворчала дверца книжного шкафа. – Эмоций тебе не хватает!
– Как это не хватает? – возмутилась я. – Вон как нервничаю!
– Тут-то ты нервничаешь, а в сочинении сухо у тебя получается, скованно, не хватает смысловых оттенков, – зевая, пробормотала дверца.
– Что же мне делать? – спросила я.
– Вот молодёжь пошла! Всему учить приходится! Знаки препинания тебе для чего даны?
– Точно! – обрадовалась я и судорожно принялась расставлять знаки.
И всё, вроде бы, неплохо получалось, кроме нескольких предложений. Ни восклицательный знак, ни точку туда не воткнёшь… Ну, воткнуть-то можно, только тогда совсем ерунда получается…
– Глупая! – снова проскрипела дверца. – Вот забыла всё-таки про один знак!
– Какой? Какой? – взмолилась я. – Подскажи!
– Вот ещё! – оскорбилась моя Так ничему не научишься!
Я расстроилась…
– Ладно-ладно, – подмигнула мне дверца чуть-чуть.
Повернулся тогда ключ, и открылась с лёгким скрипом дверца моего книжного шкафа. А там…
– Сад! Огромный! – воскликнула я.
– Ну-ну, заходи, не бойся, – раздался знакомый голосок.
Зашла я в сад, а там деревья фруктовые, только вместо фруктов знаки препинания на них зреют.
– Чего растерялась? – хихикнула дверца. – Ты тут всех знаешь, кроме одного знака. Иди, познакомься! Он тебя поджидает на самом большом дереве в конце сада.
Побежала я по тропинке, а сама по сторонам глазею: тут и запятые на веточках качаются, и точки скачут с дерева на дерево, тире на кочке разлеглось. Смотрю, а в конце поляны растёт дуб, большой, высокий, ветвями раскачивает, будто к себе подзывает. Подошла я и вижу, что на листьях сидит многоточие, глазками моргает, улыбается.
– Здравствуй, – говорит, – совсем ты про меня забыла, но я на тебя не сержусь. Наоборот, буду тебе Ты, когда хочешь чувства какие-то выразить, эмоции, меня ставь. Каждый грамотный читатель меня поймёт. Я ему твои чувства передам. Ну, а сейчас пора прощаться. До встречи.
И очутилась я тут же за своим столом с сочинением наедине. Гляжу, а кое-где многоточие-то уже примостилось. Улыбнулась я ему и помахала рукой…