7. Рассмотрите схему «Компоненты речевой ситуации». Назовите все Вопросы в схеме. Сколько их? Почему все стрелки соединены с овалом, в котором находятся вопросы ЧТО? КАК?
Задание: Объяснить смысл пословиц Где слова привета, там улыбка для ответа. (Если обращаешься к людям вежливо и приветливо (с улыбкой), то в ответ тоже получишь вежливое и приветливое обращение).
Лодырь хочет прожить не трудом, а языком. (Лентяй не хочет работать: хорошо было бы ничего не делать, болтать весь день и при этом жить в достатке.)
Нос задирает, а в голове ветер гуляет. (Так говорят о глупом человеке, который ничего не добился в жизни, но при этом ведёт себя так, как будто "открыл Америку").
Доброму Савве добрая и слава. (Добрые поступки вызывают уважение и хорошее отношение других людей).
Один про Фому, другой про Ерёму. (Так говорят, когда нет согласованности между людьми в разговоре: один собеседник не слышит другого, а продолжает говорить о своём, и наоборот).
Задание: Найдите сначала имена существительные, которые ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КТО? Лодырь. Затем имена существительные, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС ЧТО? Слова (мн.ч.), улыбка, нос, ветер, слава.
Какой вопрос вы поставили к каждому из других имён существительных? А теперь измените их так, что бы они отвечали на вопрос Что? Кто? (чего?) привета - (что?) привет (чего?) ответа - (что?) ответ (чем?) трудом - (что?) труд (чем?) языком - (что?) язык (в чём?) в голове - (что?) голова (кому?) Савве - (кто?) Савва (кого?) Фому - (кто?) Фома (кого?) Ерёму - (кто?) Ерёма.
Днем,я погулял со своей собакой и позже когда мы пришли,были грязные.Сам я помылся,осталось самое сложное помыть своего щенка по имени Чарли.Я взял Чарлика,пошел с ним в ванную,взял тазик,налил воды,положил туда своего щенка и начал мыть его мылом,Чарлик весь меня обрызгал,было весело!Чуть позже мы сидели в комнате и каждый занимался своим делом:я играл в компьютер,а Чарлик бегал по всей квартире и бесился.Потом пришли мама и папа ,мы были очень рады,но рассказывать не стали что мы делали днем.Я и Чарли поужинали,потом делали свои дела и вечером мы легли спать,устали от такого трудного дня.
Где слова привета, там улыбка для ответа.
(Если обращаешься к людям вежливо и приветливо (с улыбкой), то в ответ тоже получишь вежливое и приветливое обращение).
Лодырь хочет прожить не трудом, а языком.
(Лентяй не хочет работать: хорошо было бы ничего не делать, болтать весь день и при этом жить в достатке.)
Нос задирает, а в голове ветер гуляет.
(Так говорят о глупом человеке, который ничего не добился в жизни, но при этом ведёт себя так, как будто "открыл Америку").
Доброму Савве добрая и слава.
(Добрые поступки вызывают уважение и хорошее отношение других людей).
Один про Фому, другой про Ерёму.
(Так говорят, когда нет согласованности между людьми в разговоре: один собеседник не слышит другого, а продолжает говорить о своём, и наоборот).
Задание: Найдите сначала имена существительные, которые ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КТО?
Лодырь.
Затем имена существительные, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС ЧТО?
Слова (мн.ч.), улыбка, нос, ветер, слава.
Какой вопрос вы поставили к каждому из других имён существительных? А теперь измените их так, что бы они отвечали на вопрос Что? Кто?
(чего?) привета - (что?) привет
(чего?) ответа - (что?) ответ
(чем?) трудом - (что?) труд
(чем?) языком - (что?) язык
(в чём?) в голове - (что?) голова
(кому?) Савве - (кто?) Савва
(кого?) Фому - (кто?) Фома
(кого?) Ерёму - (кто?) Ерёма.