70 .
напишите сочинение по заданной композиционной схе-
ме: основная проблема, комментарий, авторская пози-
ция, согласие/несогласие с позицией автора.
я работал тогда секретарём в газете «моряк». в ней вообще
работало много молодых писателей, в том числе катаев, багриц-
кий, бабель, олеша и ильф. из старых, опытных писателей ча-
сто заходил андрей соболь — милый, всегда чем-нибудь взвол-
нованный, неусидчивый человек.
однажды соболь принёс в «моряк» свой рассказ, раздёрган-
ный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, та-
лантливый.
всн прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком не-
брежном виде было нельзя. предложить соболю исправить его
никто не решался
мы сидели и думали: что делать? сидел с нами и наш коррек-
тор, старик благов, бывший директор самой распространённой
в россии газеты « слово», правая рука знаменитого издате-
ля сытина.
— вот что, — сказал благов. — дайте мне рукопись. клянусь
честью, я не изменю в ней ни слова. я останусь здесь и при вас
пройдусь по рукописи.
— что значит «пройдусь»? — спросил я. — «пройтись» — это
значит выправить.
— я же сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова.
— а что же вы сделаете?
— а вот
благов кончил работу над рукописью только к утру. я прочёл рас-
сказ и онемел. это была прозрачная, литая проза. всё стало выпу-
клым, ясным. от прежней скомканности и словесного разброда не
осталось и тени. при этом действительно не было выброшено или
прибавлено ни одного слова.
— это чудо! — сказал я. — как вы это сделали?
— да просто расставил правильно все знаки препинания.
у соболя с ними форменный кавардак. особенно тщательно я рас-
ставил точки. и абзацы. это великая вещь, милый мой. ещё пуш-
кин говорил о знаках препинания. они существуют, чтобы выде-
лить мысль, слова в правильное соотношение и дать
фразе лёгкость и правильное звучание. знаки препинания — это
как нотные знаки. они твёрдо держат текст и не ему рассы-
паться.
рассказ был напечатан. а на следующий день в редакцию ворвал-
ся соболь.
— кто трогал мой рассказ? — закричал он неслыханным голосом
и с размаху ударил палкой по столу.
— никто не трогал, — ответил я. — можете проверить текст.
— ложь! — крикнул соболь. — брехня! я всё равно узнаю, кто
трогал!
тогда благов сказал спокойным и даже унылым тоном:
— если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе
знаки препинания — это значит тронуть его, то извольте: трогал я
его. по своей обязанности корректора.
соболь бросился к благову, схватил его за руки, крепко потряс
их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцело-
вал его.
— ! — сказал взволнованно соболь. — вы дали мне
чудесный урок. но только жалко, что так поздно. я чувствую се-
бя преступником по отношению к своим прежним вещам.
после этого я окончательно убедился, с какой поразительной
силой действует на читателя точка, поставленная вовремя.
(по к. паустовскому. «золотая роза»)
На улице вот уже третий день идёт сильный дождь, но нет худа без добра, дождь потушил лесной пожар недалеко от нашей деревни.
2) Вдоль и поперек.
Я исследовал всю лесную поляну вдоль и поперёк.
3) Ни жив, ни мертв.
Когда я встретил в лесу дикого кабана, я был ни жив, ни мертв от страха.
4) Вопрос жизни и смерти.
Я столько сил и времени потратил на обучение, что окончить институт с красным дипломом для меня был вопрос жизни и смерти.
5) Более или менее.
Когда головная боль более или менее утихла, я продолжил делать уроки.