8. прочитайте предложения. задайте вопросы от существительных к
причастиям, затем от причастий - к зависимым от них словам. выпишите
сначала словосочетания, в которых причастия являются зависимыми
словами, затем — словосочетания, в которых причастия являются глав-
ными словами. назовите причастные обороты.
1. люблю встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие
огни печальных деревень. (м. ю. лермонтов) 2. природа - это мать,
родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться
к ней нужно, как к своей матери. (по в. г. распутину) 3. утром на
поле увидел несколько уцелевших от бури голубых колокольчиков.
(м. м. пришвин) 4. большое удовольствие доставляют мне замерз-
шие, но сохранившиеся листья на иве. 5. когда волнуется желтею-
шая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка. (м. ю. лермонтов)
6. все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодря-
шей свежести. (м.а. шолохов) 7. мотыльки - над травой и в ветвях
тодолей, заглядевшихся в воды. (абай)
35
не включить радио - радио не включено - невключенное радио - не включенное вовремя радио
не развеять зерно - зерно не развеяно - неразвеянное зерно - не развеянное ветром зерно
не разыграть пьесу - пьеса не разыграна - неразыгранная пьеса - не разыгранная актерам пьеса.
не расстегнуть чемодан - чемодан не расстегнут - нерасстегнутый чемодан - не расстегнутый пассажиром чемодан
не рассортировать карандаши - карандаши не рассортированы - нерассортированные карандаши - не рассортированные малышами карандаши
не съесть апельсин - апельсин не съеден - несъеденный апельсин - не съеденный мной апельсин.
не востребовать билеты