8. Задание 8 N9 35 Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—1.2.
Текст 2
(1) Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства черного моря. (2) Хотя
Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно восхищался ее
хитростью,
(3) Как же умеет природа позаботиться о себеl (4) Она постаралась сделать рыб как можно более
незаметными для человеческого глаза.
(5)Например, рыба скумбрия, царица чёрного моря. (6) Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами,
от светло-голубого до тёмно-синего. (7) Гаврик знал, что именно такого цвета бывает море далеко от
берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8) Ишь какая хитрая скумбрия
(9) Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10)Там совсем другие цвета, че и в
открытом море. (11) Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка,
(12) Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей
кожи. (13) Разве заметишь такую, пока она лежит на дне (14) и мальчик восхищался хитростью камбалы,
(15) Нет слов, рыба хитра. (16)Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17) Человек как заставит
сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей блесной (18) И вся эта рыба, такая незаметная в
море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках рынка. Составьте план .Запишите основную мысль .
Смысловая связь устанавливается по вопросу, который задаётся от главного слова к зависимому
По типу главного слова
1) Глагольные — главное слово: глагол, причастие, деепричастие.
Пример: читаю книгу (главное слово слово «читаю», а «книгу» зависимое. От главного слова задаётся вопрос «что». Читаю → что? → книгу.)
2) Именные — главное слово: существительное, прилагательное, числительное и местоимение.
Пример: Интересный рассказ (главное слово «рассказ», а зависимое «интересный».)
3) Наречные — главное слово наречие.
Пример: очень быстро (главное слово «быстро», а зависимое «очень». Задаётся вопрос «как»: быстро → как? → очень.)
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения знаменательных (имеющих самостоятельное смысловое значение) слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также широкое понимание словосочетания: сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения, а также предикативные словосочетания — подлежащее и сказуемое[1].