9 Собака яростно лаяла, припадая на передние
лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, си-
дел маленький взъерошенный котёнок. Он пиро-
ко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку
стояли два малЬника и ждали, что будет. В окно вы-
Глянула женщина и поспешно выбежала на крыль-
Цо. Она отогнала собаку и сердито крикнула маль»
Чикам:
Қак вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
Вот это и плохо! Гневно ответила женщина.
(В. Осеева)
1 Определите тип речи.
10
е
2
Определите тему и основную мысль текста.
$
3
Укажите средства связи предложений в тексте.
4 Подумайте и ответьте:
1. Правильно ли женщина пристыдила мальчиков - ведь они, как считали
ребята, ничего плохого не делали?
2. Чем можно объяснить поведение мальчиков: равнодушием, отсутствием
чувства сострадания к бедному котёнку, любопытством (что же произой.
дёт дальше?), страхом (или трусостью), что собака может их покусать?
3. Почему женщина гневно произносит слова: «Вот это и плохо!»? Что 50-
тела этим сказать женщина?
4. К чему могло привести бездействие мальчиков?
5. Как вы считаете, поняли ли мальчики, что поступили плохо?
6. Встречались вам в жизни подобные ситуации? Как вы поступали в таких.
случаях?
7. Как вы думаете, почему рассказ называется «Плохо»? Отражает ли заглан
вие основную мысль этого рассказа?
8. Чему учит рассказ В.Осеевой?
5 Какая из пословиц отражает тему рассказа?
1) Доброе дело два века живёт. 2) Чем хвалиться своей силой, лучше слабым
В ком стыд, в том и совесть. 4) Моя хата с краю, я ничего не знаю,
Лексическая работа
6.
Найдите в тексте синонимы. Укажите оттенки отличия в них.
1) Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком. (Короленко).
2)Я шел, занятый своими размышлениями (Пушкин).
3)Поддерживаемая Бенедиктиным под локоть, Софья поднялась на крылечко небольшого деревянного дома и вошла в ярко осещенную комнату. (М. Горький).
4)О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску. (С. Есенин, причастный оборот - упавшая в реку)
5) Дибич глядел на землю, проплывавшую мимо него в ленивой смене распаханных полос, черных деревенек, крутых откосов железнодорожного полотна с телеграфными полинялыми столбушками на подпорках и малиновками, заливавшимися в одиночку на обвислых проводах. (Федин, «Необыкновенное лето»).
6) Клипер, хорошо построенный, не особенно пострадал. В нескольких местах волны проломали борт.(Станюкович)
7)Среди этой тьмы клипер покачивался на волнах, все еще сердито разбивающихся о бока «Жемчуга" (Станюкович)
8)Тысячи строителей и колхозников копали траншею вручную, и земля, перемешиваемая лопатами, словно висела в воздухе сплошной серой лентой. (Ажаев)
9) В нескольких местах винтом поднимался синий дымок, тихо таявший в воздухе и расплывавшийся голубым пятном. (Мамин-Сибиряк).
10)Работа сварщиков обозначалась многочисленными огоньками, видимыми с самолета даже под солнцем. (Ажаев)
11) Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь. (ЕСенин)
12)И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты. (Брюсов)
1) Слишком маленький( ещё не дорос)
2)Так говорят об очень умном, толковом человеке, который легко разбирается в самых запутанных вопросах.
3) без особой нужды отправляться в дальнюю дорогу
4) Очень быстро
5) употребляется тогда, когда хочется подчеркнуть потребность в огромном количестве времени и сил для налаживания отношений или для достижения договоренности между кем-либо.
6) Глагол мужского рода, единственного числа времени, совершенного вида
7) Человек маленького роста
8) Значение - о чем-нибудь незначительном с виду, но ценном
9) Настаивать на своем