9класс. К/р Русский язык
Контрольная работа
Бессоюзные сложные предложения
1. ответить на во почему сложное и почему бессоюзное?
2. Какие знаки препинания ставятся в БСП?
3. По каким признакам, значениям вы узнаёте, когда в БСП ставится запятая,
а когда точка с запятой?
4. Расставьте знаки препинания в БСП и составьте схемы с объяснением
1) 1) Бледно – серое небо повисшее над нами светлело звёзды мигали. –
(схема с объяснением)
2) Метель не утихала небо не прояснялось -…
3) Берёзы тополя черёмуха распускали свои липкие листья липы надували
лопнувшие почки. -…
5. Назовите 3 значения для двоеточия.
6. Расставьте знаки препинания в БСП и составьте схемы с объяснением
1) Лето запасает зима поедает. -…
2) Я отправился в путь и увидел незнакомец бежал за мной. - …
3) Ребята понимали Инна их подвела. - …
4) Сегодня мы отправимся в путь погода хорошая. –
7. Выберите значения для постановки тире в БСП:
а) причина;
б) время;
в) условие;
г) пояснение;
д) быстрая смена событий.
8. Выберите значение для тире в предложении: «Чин следовал ему – он
службу вдруг оставил»
а) сравнение;
б) неожиданность и быстрая смена событий;
в) противопоставление.
9. Выберите к схеме предложение [ ] : [причина]
а) Сегодня мы поём: нам весело.
б) Они оглянулись и увидели: за ними была погоня.
10. Выберите к схеме предложение [условие] – [ ]
а) Любишь кататься – люби и саночки возить.
б) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
11. Составьте к схеме своё предложение.
[ ] – [ сравнение ].
12. Составьте к схеме своё предложение.
[ ] : [дополнение]
Одноклассник Жени мог бы привести следующие аргументы:
Твой иностранный друг может отмечать праздники, которые не отмечают в твоей стране. Будет очень уважительно узнать о них, а потом подарить какой-нибудь подарок своему другу. Ему будет приятно осознавать, что ты уделил время изучению его культуры.
Также в различных странах есть свои нормы этикета и общения. Например, японцы кланяются при приветствии. Тебе надо узнать о подобных деталях, чтобы в будущем не оскорбить своего друга использованием какого-либо жеста или движения.
Объяснение:
а) в неопределённых и отрицательных местоимениях под ударением пишется не, без ударения – ни.
б) в словосочетаниях не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как пишется частица не, причём пишется отдельно, если словосочетания включают частицу как;
без частицы как местоимения никто, ничто в этих словосочетаниях – никто иной (другой); ничто иное (другое) – пишутся по общим правилам: без ударения и без предлога – ни и слитно.
Отрицательные местоимения с Е
3) Всё ясно, нам не о чем больше спорить. 4) Мне нечего возразить на твой упрек. 5) Мне сегодня не с кем играть в шахматы. 9) Мне некому было рассказать. 11) Больше ждать нам некого. 13) Не у кого было спросить, когда приедет мой товарищ.
Отрицательные местоимения с И
1) Никакие трудности нас не остановят. 2) Ничто так не сближает людей, как вместе пережитые трудности. 6) Никакой труд не унижает человека. 7) Он никогда ни на что не жаловался. 8) Почему ты никому не рассказывал о своём горе? 10) Плохо, что ты ни с кем не посоветовался. 12) Никто не встретил приехавших.