Aşağıdaki cümleleri uygun eklerle (-DI, -mIş) dolduralım. 1. Dün sabah hava çok soğuk ve yağmurlu ama bugün günlük güneşlik.
2. Hava durumunu dinle ? Yarın hava nasıl?
3. Bugün derse geç kal ve öğretmen bana çok kız .
4. Aylin ve ben dün Senem’i gör ve biraz sohbet et . Senem üç yıl önce evlen ve geçen yıl bir kızı ol .
5. Annemle konuştun mu? Akşam yemeği için ne yap?
6. Kardeşi söyledi. Mehmet dün akşam geç gel .
7. Dünkü toplantıda Ahmet Bey çok güzel konuş .
8. Duydun mu? Dünkü toplantıda Ahmet Bey çok konuş .
9. Geçen ay evlen . Nikâha ben de gittim.
10. Ayşe söyledi. Berk geçen ay evlen .
11. Geçen yıl büyük bir deprem ol . Hepimiz çok korktuk.
12. 1509 yılında İstanbul’da çok büyük bir deprem ol .
13. İnternetten öğrendik. Kuzenim üniversite sınavını kazan .
14. Çok çalıştım ve üniversite sınavını kazan .
15. Dün koltukta uyu . Şimdi her yerim ağrıyor.
В нашей местности четыре удивительных и по-своему прекрасных времен года – зима, лето, осень и весна. Каждая из них таит в себе неповторимую красоту, и для каждого человека какая-то из них ближе. Кто-то любит лето, потому что это период каникул, отдыха. Когда можно пойти в поход, искупаться в речке. Играть на улице в разные игры. Кому-то по душе весна. Так как это время когда природа как будто оживает, пробуждается от долгой спячки. Ну, а кому то золотая осень.А мое любимое время года – это зима. Мне нравится зима, так как только в это время можно кататься на санках и коньках. Можно прогуливаться на лыжах, играть с друзьями в игру «Царь горы», лепить снеговика. Еще я люблю зиму, потому что люблю встречать Новый год. Когда Дед Мороз дарит нам подарки. Дома и в школе мы устраиваем весёлый праздник, поздравляем друг друга, рассказываем Деду Морозу стихи. В обычные дни после школы, в зимние вечера я люблю смотреть интересные фильмы по телевизору.
Время– это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так, писатель может "сжимать" время, ограничиваясь короткой фразой, например: " три года", а может "останавливать" мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл произведения. У Ч. Айтматова образ времени – важнейший элемент его художественно-философской концепции. Начиная с "Белого парохода" в творчестве Ч. Айтматова усложняются повествовательные формы: рядом с описанием реальных событий появляются легенды, предания, мифы, без которых уже не возможно представить произведение целиком. Усложняет писатель и образ времени, соединяя настоящее с позволяя ощутить глубины народной памяти.
В романе "И дольше века длится день", на мой взгляд, время – самая главная, ведущая категория. Это День, в котором разворачивается основное действие, исторически-конкретное время – судьба Едигея, и мифологическое время и будущего.
Едигей – главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всю жизнь на разъезде Боранлы-Буранный, затерявшемся в безбрежных сарозекских степях, и в этом суровом краю укоренились только двое – Едигей и его друг Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга, Едигей решает похоронить его на старинном кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд и преданий. Одновременно в художественную ткань романа вплетается другая сюжетная линия, связанная с установлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь, которая ушла далеко вперед в своем развитии. Лесная Грудь – это идеальный мир, мир без распрей, национальных и религиозных разногласий, построенный на принципах справедливости и добра. Жители этой планеты предлагают землянам свою дружбу и сотрудничество, но земляне оказываются не готовыми к такому контакту: раздираемая социальными и политическими конфликтами Земля принимает решение не только отказаться от встречи, но и окружает себя непроницаемым кольцом боевых ракет-роботов. Эта военная операция носит кодовое название "Обруч", и в сознании читателя невольно возникает легенда о манкурте – одна из самых замечательных в романе.
Много-много лет тому назад жуаньжуаны – жестокое племя, захватившее сарозекские степи, - превращали своих пленных в рабов, лишенных памяти, - манкуртов. Несчастному напяливали на голову кусок свежей верблюжьей шкуры в виде обруча, и, когда она высыхала, человек забывал свое свой род, своих родителей, свое имя.