адание 1 Изучи материал. Составь 3 тестовых вопроса по тексту. Основные требования к сложному плану текста Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику. Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга. Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении. И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается. Как составить сложный план: порядок работы Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы. Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами. Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух. После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты – они ни в коем случае не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль. Пример сложного плана текста В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории. 1.Феодальная раздробленность: причины явления. а) социально-экономические предпосылки; б) политические предпосылки. 2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности. Обрати внимание на варианты оформления перечня пунктов плана: Вариант 1 I. . II. . 1. . 2. . 3. .
Осень. Мы -(местоимение подлежащее) ждали её давно. По серому небу плывут низкие облака. Серо, пусто. Но всё видно сквозь голые деревья. Все листья давно облетели, они лежат на земле, под всякими деревьями и кустами. Единственная отрада – какая-нибудь берёзка, она-(местоимение подлежащее) ещё не сбросила свои желтоватые листья. Зеленеют кое-какие ели и сосны. На них вечнозелёный наряд.
Некоторые птицы выбрались из леса, их манят в сады яркие кисти рябины и калины. Я-(местоимение подлежащее) люблю осень, несмотря на её холодную красоту. Никакое другое время года меня не радует так, как осень.
1. В каком варианте пишется буква Е? 1) нИ кто не знает 2) нЕ за что на свете 3) нЕ чего раздумывать 4) нЕ до чего нет дела
2. В каком варианте пишется буква И?
1) нЕ кому остаться дома 2) нИ за что не скажу 3) нЕ у кого попросить денег 4) нЕ которые люди
3. В каком варианте необходимо слитное написание?
1) несколько книг 2) не с кем посоветоваться 3) ни у кого не спросил 4) ни о чем не думай
4. В каком варианте необходимо раздельное написание?
1) ничего не осталось 2) ни чем не интересовался 3) нечем заняться 4) не о чем переживать
5. В каком варианте может быть вариативное написание? 1) никакой 2) никто 3) ничей 4) не который
2.2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Выяснить кое какие подробности, кое о чем сообщить, с кем-либо посоветоваться, кое с кем переговорить, какие-то неприятности, чьи-нибудь возражения, кое в ком ошибиться, кое на кого надеяться, о чем-то договориться.
2. Радостно, и щедро, и безмолвно (однородные обстоятельства) солнце обливало море и землю (однородные дополнения) жгучим плодотворным светом.
3. Между немцами и русскими (однородные дополнения) тишина и тьма, и непролазная весенняя грязь (однородные подлежащие).
4. Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения (однородные сказуемые) такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту (однородные подлежащие).
5. Шукшин - универсал: актёр, режиссёр, драматург, писатель.(однородные сказуемые)
6. Осмысление наследия Шукшина говорит об общечеловеческом звучании его слова. Покоряющий гуманизм, истинная народность, мастерство реалиста... - эти качества большого художника продолжают вызывать пристальный интерес зарубежного читателя и зрителя, критики и литературоведения, писателей, деятелей (однородные несогласованные определения) театра и кино (однородные определения).
7. Он глубочайшим образом чувствовал самое существо, сердцевину, ядро (однородные дополнения) народной мелодии.
Подлежащее
Сказуемое
Однородные члены предложения