Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1886 гг.) – русский поэт-лирик, является автором переводов многих художественных произведений на русский язык. Природа в творчестве А. Фета занимает особое место. Поэт видит и выделяет каждую неприметную мелочь – деталь в явлениях природы. С подобных тонкостей читатель ощущает трепетное отношение поэта к природе.
Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Еще весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Произведение было написано в 1854 году.
Жанр – элегия. Стихотворный размер – ямб.
Тема. Природа в предчувствии весны. Стихотворение посвящено природе, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной. Холод еще не отпустил землю, но какие-то небольшие признаки подсказывают наблюдательным людям, что скоро настанут теплые дни. Лирический герой, наблюдающий за природой, находит в ней одухотворенность, которая и выражается в стихотворении.
Композиция. Стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко. Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть. В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли. При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.
Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна. Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.
По сути, Фет описывает позднюю зиму. При этом он добавляет в пейзаж ярких весенних красок: березник желтеет, липа краснеет. Соловей, поющий в смородинном кусте, солнце, пока греющее лишь в полдень, — первые признаки приближения теплых деньков, грядущего обновления природы. Образ весны появляется из отрицания ее прихода и обобщается в заключительном пятистишии, начинающемся словами: «Но возрожденья весть живая уж есть…». В пейзажной лирике Фета предметом искусства становятся вещи, не слишком-то поэтические. Например, сизый румянец на щеках степной красавицы и упомянутый уже выше куст смородины. При этих точных деталей Афанасий Афанасиевич дает понять читателям, что перед ними — не какая-то абстрактная весна, а весна в России.
Для пейзажной лирики Фета важен образ зари. Она символизирует огонь, порожденный солнцем. На старте дня краски природы отличаются ясностью и чистотой, лучи светила одаривают землю нежностью. В отблесках зари — загадочный мир появиться вдохновению. Неразрывна связь ее с весной. Это время года для земли, как заря для наступающего дня. Что касается людей творческих, то им весна дает возможность сердцем прикоснуться к красоте, испытать восторг от повсеместного обновления и перерождения.
Средства выразительности. Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:
Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.
Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.
К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.
2. Выполни задание письменно:
Сформируйте основную идею стихотворения.
Представьте художественное пространство стихотворения в виде кластера.
Найдите в стихотворении аллитерации. Какую роль они играют?
…Было это очень давно, еще тогда, когда на широкие украинские степи часто налетали турецкие захватчики и орды татарские. Завоеватели были чрезвычайно жестоки, и после их набега горели дома, плакали матери, дети, просили защиты старые и немощные люди, пустошью на долгие года становилась земля. Имели враги каменное и безжалостное сердце: они рубили всех своими кривыми саблями. Проливалась кровь, лились слезы, стон и детский плач стелился по украинской земле и поднимался к самому небу.
Но не всех убивали поработители. Молодых девушек и ребят забирали в плен и гнали в далекую и неизвестную страну. Ребят превращали в бездушных янычар, а девушек продавали на невольничьем рынке в рабство.
В одном селе росла и расцветала чрезвычайно красивая и трудолюбивая девушка. Однажды, когда на село напали татары, мужественная и очень красивая девушка, обманув врагов, завела их в непроходимые чащи – якобы вывести на дорогую. И завела она их в такую трущобу, непроходимые болота, что они все там погибли. Хан велел казнить девушку, и верные его слуги выполнили приказ. Полилась горячая кровь… и где та кровь на землю упала – калиной стала.
Говорят, что именно из того времени ягоды калины стали похожими на капельки крови, а семена ягодок – на сердце. Вот какая легенда связана с калиной, вот почему эти ягоды так уважают в Украине.
…Я любуюсь калиной, которая протягивает мне свои кисти, будто передает приветствие из далекого