В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
sirkovake
sirkovake
23.01.2021 07:08 •  Русский язык

Биологическая инженерия (сокращенно – биоинженерия) – термин парадоксальный, противоречивый. Инженер – это тот, кто проектирует автомобили, станки, самолеты, приборы, а биолог имеет дело с чем-то живым. Как же совместить эти понятия? Веками люди имели дело с растениями, животными, грибами и другими живыми организмами в том виде, в каком их создала природа. Максимум, что мог позволить себе человек – это вывести породу с заданными признаками путем скрещивания и естественного отбора, но это во многом оставалось лотереей, и даже если лотерея оказывалась выигрышной, времени на это уходило немало. Но вот в XX веке развитие биологических наук достигло такого уровня, что оказалось – живые организмы тоже можно проектировать и конструировать! Как это делается, для чего это нужно?

Заболев гриппом, мы с вами можем без проблем купить в аптеке противовирусный препарат, а ведь каких-нибудь 50 лет назад все, что мог врач прописать такому больному – это общеукрепляющие средства и жаропонижающее, лекарств от гриппа и других вирусных болезней не было, вирусы ведь нельзя травить антибиотиками, как бактерии. Организм борется с ними сам, производя особый белок – интерферон, который мешает вирусам проникать в клетки, и именно на этом веществе основаны все противовирусные препараты. Одна беда: человеку только человеческий интерферон, а чтобы получить одну лечебную дозу, нужно два литра крови.

Обеспечить всех больных не получится, даже если все до единого жители Земли станут донорами (а это невозможно хотя бы потому, что у многих людей есть противопоказания к этому). По этой причине интерферон поначалу был очень дорогим лекарством – например, в США курс лечения стоил 30 000 долларов, а мы сейчас покупаем противовирусные препараты по вполне доступным ценам… кто же совершил такое чудо? Биоинженеры! За синтез интерферона – как и любого белка – отвечает определенный ген. Используя одни ферменты как «ножницы», другие как «клей», а вирус- бактериофаг – как «буксир», ученые встроили этот человеческий ген в геном кишечной палочки – и бактерии начали производить человеческий интерферон, передавая эту потомству. Подобным образом была решена проблема производства инсулина для людей, страдающих сахарным диабетом – ведь инсулин, полученный из поджелудочных желез свиней, у многих больных вызывал побочные эффекты.

Это лишь один пример достижений биоинженерии, точнее, одной из ее отраслей – генной инженерии, которой так боятся наши современники. Каких только сюжетов не демонстрируют некоторые безответственные телеканалы – вплоть до людей, которые ели какие-то продукты с генами кактуса, и у них на коже выросли колючки, как у этого растения… разумный человек задался бы вопросом: столько лет мы едим картофель со всеми его генами – однако картофельной кожурой до сих пор никто не оброс, за что же генам кактуса такая честь? Впрочем, разумные люди такие телеканалы и не смотрят. В действительности, ничего особенно страшного в генетически модифицированных продуктах нет, правда, могут быть некоторые особенности. Возьмем, к примеру, картофель с генами камбалы – он «не по вкусу» колорадскому жуку, для человека же ничем не отличается от обычной картошки, но людям, страдающим аллергией на рыбу, его действительно лучше не есть. Поэтому правы те, кто требует указывать на упаковке генномодифицированных продуктов соответствующую информацию, но бояться их не стоит, речь идет лишь об индивидуальных различиях. А сюжеты о страшных мутантах, убегающих из лабораторий генных инженеров, оставим авторам фильмов ужасов.

1.1. Сформулируйте 2 вопроса по тексту, используя термины и профессиональные слова.

1.2. Приведите по 2 примера фактов и 2 примера мнения из прочитанного текста.

Показать ответ
Ответ:
violettavladimirovna
violettavladimirovna
11.10.2021 17:27

ТЕСТ «ХАН ТАУКЕ»

1. Свод норм обычного права хана Тауке:

А) Пять установлений В) Законы Казахского ханства С) Степные законы Д) Адат Е) «Жеты Жаргы»

2. Свод законов «Жеты Жаргы» были составлены при хане:

А) Хакназаре В) Касыме С) Тауекеле Д)Тауке

Е) Бурундуке

3. Став ханом, Тауке стремился:

А) создать сильное централизованное государство

В) расширить территорию Казахского ханства

С) упрочить казахско-русские дипломатические отношения

Д) покорить Джунгарское ханство

Е) возродить Великий Шелковый путь

4. Верховная власть в Казахском ханстве принадлежала:

А) хану В) гуньмо С) хунтайджи Д)кагану

Е) султану

5. В период правления Тауке:

А) принимается подданство России

В) относительно стабилизируется политическое положение в стране С) издается свод законов «Казахская правда»

Д) устанавливаются дипломатические отношения с Джунгарским ханством

Е)происходит разделение ханства на три жуза

6. Высшее аристократическое сословие казахского общества:

А) кулы В)райаты С) ак-сүйек Д) кара-сүйек Е) шаруа

7. В начале XVIIв. во внутриполитическом положении Казахского государства происходят изменения:

А) «кара суеки» допускаются к власти

В) концентрируется власть

С) усилились феодальные междоусобицы

Д) начинается классовая борьба

Е) чингизиды отстраняются от власти

8. К правовой ответственности по «Жеты -Жаргы» привлекали с:

А) 10 лет В) 13 лет С) 24 лет Д) 18 лет Е) 16 лет

9. Главы родов и племен согласно «Жеты жаргы» должны были являться на народное собрание с:

А) предложениями по политической стабилизации В) оружием

С) дополнениями к своду законов д) податями Е) отчетом

10. 1680-1715годы правления хана:

А) Тауекеля В) Жангира С) Тауке Д) Хакназара Е) Есима

0,0(0 оценок)
Ответ:
VaSa4547
VaSa4547
09.10.2021 11:40

Мама ( 1 склонение) - мать, матерь (3 склонение);

неправда (1 склонение) - ложь (3 склонение), обман (2 склонение);

луна (1 склонение) - месяц (2 склонение);

Андрей (2 склонение) - Андрюша, Андрейка (1 склонение);

дед (2 склонение) - дедушка, дедуля (1 склонение);

повар (2 склонение) - повариха (1 склонение) К слову «папа» (1 склонение) можно подобрать слово «отец» (2 склонение).

К слову «Александр» (2 склонение) можно подобрать слово «Саша» (1 склонение).

К слову «площадь» (3 склонение) можно подобрать слово «площадка» (1 склонение).

К слову «картошка» (1 склонение) можно подобрать слово «картофель» (2 склонение).

К слову «конь» (2 склонение) можно подобрать слово «лошадь» (3 склонение).

К слову «коза» (1 склонение) можно подобрать слово «козел» (2 склонение).

Буквы которые выделены жирным шрифтом это окончания, в остальных словах окончания нулевые

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота