Цели: 6.2.2.1. – определять основную мысль, выявляя структурные части и объясняя смысл построения текста; 6.3.4.1. – создавать тексты – описание, повествование, рассуждение в публицистическом стиле (заметка, репортаж, интервью) с учетом целевой аудитории;
Работа с текстом:
Родился О. Сулейменов в 1936 году в Алма-Ате, в семье военнослужащего. Отец был репрессирован и расстрелян, когда Олжасу был всего год. Полуголодное детство будущего поэта пришлось на годы Великой Отечественной войны, отрочество и юность – на трудную послевоенную пору, но рядом была мама. Вероятно, каждая мать, отправляя сына в дорогу, напутствовала его словами: «Абай бол, балам!» - «Будь осторожным, сынок!» Но молодой Олжас услышал в напутствии матери девиз на всю жизнь: «Абай бол, балам!» - «Будь Абаем, сынок!»
- Он стал ПОЭТОМ.
После школы избрал для себя трудную и романтическую профессию – поступил на геологический факультет Казахского университета. Студентом много ездил по Казахстану, написал дипломную работу по разведке нефти, имевшую серьезное практическое значение и с дипломом геолога, казалось бы, неожиданно ушел в литературу поступив в Литературный институт имени Горького и позже - в заочную аспирантуру кафедры русской филологии КазГУ. Случай нечастый, но не единичный Чехов и Булгаков – врачи, Мусрепов и Айтматов закончили сельхозинститут. Истоки его поэзии восходят к традициям Абая. Но геология отложила определенный отпечаток на Сулейменова – поэта. Он научился мыслить масштабно, как геолог проникать вглубь казахской истории и культуры. Олжас Сулейменов не просто замечательный лирик, он поэт – историк, филолог и этнограф. Для него человеческое слово – «выдох вечности», а долг художника – через слово и в слове оживлять правду истории.
О. Сулейменов пишет на русском языке, но он целиком остается поэтом казахским, родным сыном своего народа, не только по своему происхождению, но и по духу. У казахов есть прекрасная традиция: в доме бережно хранят ШЕРЕЖЕ родословную, восходящую до седьмого колена. В одном из эссе О. Сулейменов пишет: «Мои предки с отцовской стороны были поэтами, музыкантами и воинами, один из них – Жаяу-Муса – Пеший-Муса, он соединил в себе дар поэта, музыканта и воина. Еще один предок Олжабай-батыр в честь которого я ношу имя, командовал конницей хана Аблая, он отличился в войне против джунгар ХVIII веке. Мой предок Олжа-батыр перед смертью сказал, что человек из седьмого колена будет галым – знающим, учёным. «Я Олжас – седьмое колено Олжа-батыра, хочу, чтобы слова старика сбылись!»
Слова предка, произнесенные в , преодолели время и пространство, и Олжас стал: поэтом, ученым и политиком.
Задания к тексту:
1. Определить тему текста
2. Определить основную мысль текста.
3. Выписать ключевые слова
4. Определить стиль текста. Аргументировать свой ответ примерами.
5. Определить микротемы текста и составить план.
6. Придумать заголовок к этому отрывку, отражающему основную мысль.
я хожу в школу, получаю хорошие отметки. Итем самым радую свою маму. В школе у меня много друзей, таких же хороших людей как и я. они мне часто Я не лежу на деване каждый день! Я ХОЖУ ГУЛЯТЬ И ЗАНИМАЮСЬ(ПИШЕШЬ ЧЕМ ТТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ). (три, пять,) раз в неделю.
Моя мама учит меня готовить и убираться, ведь я хочу стать на нее похожей. Я много читаю. Мой любимый жанр
мне очень интерестно как ты живешь, напиши мне об этом в своем письме. С любовью( имя)
2 пират- ск-ий (относит),киригиз-ск-ий (относит), рязан-ск-ий (относит), швед- ск-ий (относит), кон -ск-ий (относит), сель-ск-ий (относит), рыцар-ск-ий (относит), богатыр-ск-ий (относит, но может быть и качественным, если это богатырский сон), канад-ск-ий (относит).