Ч.Т.Айтматов Легенда о Рогатой матери-оленихе В давние-предавние времена жило одно киргизское племя на берегу большой и холодной реки Энесай. В тот день киргизское племя хоронило своего старого вождя. В великой печали пребывали все соплеменники. И тут случилось непредвиденное. Полчища врагов выскочили из укрытий, так что никто не смог взяться за оружие. И началось невиданное побоище. Убивали всех подряд. Человека долго рожать и растить, а убить – скорее всего. Многие уже лежали порубленные, утопая в лужах крови, многие кинулись в реку и потонули в волнах Энесая. Никто не успел убежать, никого не осталось в живых. С богатой добычей уходили враги и не заметили, как вернулись из леса двое детей – мальчик и девочка. Вслед за лютыми врагами побежали дети с плачем и криком. Только дети могли так поступить. Вместо того чтобы скрыться от убийц, они пустились их догонять. Догнали дети убийц своих родителей, а хан-завоеватель отправил Рябую Хромую Старуху увести детей в тайгу и уничтожить их. Вывела детей старуха на высочайшую кручу Энесая и обратилась к реке: «Возьми их, Великий Энесай!» Плачут, рыдают мальчик и девочка. А рядом раздаётся голос: «Обожди, мудрая женщина, не губи безвинных детей!» Обернулась Старуха, глянула – диву далась, стоит перед ней олениха. - Я мать-олениха. Отпусти детей, большая мудрая женщина. Отдай их мне. Люди убили двойню мою, двух оленят. Я ищу себе детей. - А ты хорошо подумала? Это дети человеческие. Они вырастут и будут убивать твоих оленят. - Я буду им матерью. Разве станут они убивать своих братьев и сестёр? Я уведу их в далёкий край, где их никто не отыщет. Привела Рогатая мать-олениха детей своих на Иссык-Куль. Так мальчик и девочка, последние из киргизского племени, обрели себе новую родину на благословенном Иссык-Куле. Быстро время. Поженились они, стали мужем и женой, отцом и матерью. Назвали первенца своего Бугубаем. Когда вырос, женился на красавице из племени кипчаков и стал умножаться род бугинцев. Чтили бугинцы Рогатую мать- олениху. Так было, пока не умер один богатый человек. Захотелось его сыновьям оказать неслыханную честь отцу, послали они охотников, убили те марала, срубили его рога и велели они мастерам установить рога на гробнице. Великое несчастье свалилось на потомство Рогатой матери-оленихи. Не было пощады маралам. Бежали они в недоступные горы, но и там их доставали. И не стало маралов. Опустели горы. А Рогатая мать-олениха крепко обиделась на людей. Поднялась она на самую высокую горную вершину, попрощалась с Иссык-Кулем и увела последних своих детей в другой край, в другие горы. А когда уходила, сказала она, что не вернётся… 5.Определите тему и основную мысль текста. [2] 6. Выделите части композиции [4 Завязка Развитие действия Кульминация Развязка 7. Заполните таблицу [2 Вымышленное в рассказе Реальное в рассказе 8. Какие выразительные средства языка использует автор? Приведите 2 примера.[2] 9. Выполните синтаксический разбор предложения. Бежали они в недоступные горы, но и там их доставали4.
В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов времени и условного наклонения или прилагательных) : говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.
Например:
1.На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь) ;
2.По улицам слона водили… (И. Крылов) ;
3.И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря… (В. Высоцкий) ;
4.Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин) .
5.Сейчас за вами придут (Симонов) .
6.А в чугунную доску били без устали и часто звонили в церкви за рекой (Чехов) .
7.Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (Шолохов) .
Определённо-личные предложения — односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи — говорящего или собеседника. Сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.
Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай (те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай (те) идти.
1.Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу. (Б. Окуджава) ;
2.Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин) ;
3.Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин) .
4. Стою один среди равнины голой (Есенин)
5. Перечитываю длинный указатель названий.
6. Я не одобряю ваших теорий (Грин)