Часть 1
1. Какое суждение является ошибочным?
1) Этимология изучает происхождение слов.
2) Основа слова обязательно включает корень, а иногда может быть равна корню.
3) Окончание служит для образования новых слов.
4) Сложное слово, состоящее из сокращённых основ, называется сложносокращённым.
2. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
1) напишут
2) порожек
3) оконный
4) оценка
3. В каком ряду все слова однокоренные?
1) поглощать, глотать
2) отводить, подводный
3) рассказать, расскажешь
4) примирять, умереть
4. Какие слова пишутся с буквой А в корне?
A) расп...ложение
Б) подр...стающий
B) выг...реть
Г) к...саться
1) все
2) А и В
3) Б и В
4) Б и Г
5. В каком ряду в обоих словах пишется одна и та же буква?
1) бе...думный, во...питание
2) пр...сесть, пр...пятствие
3) о...бежать, по...толкнуть
4) без...скусный, подытожить
6. В каком словосочетании одно из слов употреблено неверно?
1) обидная шутка
2) обидное замечание
3) обидчивый характер
4) обидчивое прозвище
Прочитайте текст. Выполните задания 7—14
(1)... (2)Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. (3)Берёзу все знают и любят,(1) слагают о ней песни и легенды,(2) считают “светлым деревом”. (4)Но немногие знают,(3) что само название дерева произошло от древнего славянского корня “бер”,(4) означающего “светлый, ясный”.
(5)Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой лесной полянке. (6)А белые стволы берёзовой рощи на фоне свежей зелени и голубого неба поражают воображение на всю жизнь.
(7)Приятно и радостно ходить по березняку и в осеннюю пору. (8)После дождя под берёзками появляются жёлтенькие лисички. (9)Там, где берёза растёт вперемежку с сосной, на поверхность выглядывают подберёзовики с буровато-коричневой шляпкой. (10)Но особую радость испытывают грибники, когда встречают в траве золотистую, загорелую шляпку белого гриба, слывущего среди грибов царём.
(По материалам энциклопедии “Что такое? Кто такой?”)
7. Какое из приведённых предложений должно быть в этом тексте ПЕРВЫМ?
1) Нельзя представить себе хозяйственную жизнь наших предков без берёзы.
2) Возраст берёзы может достигать 120 лет.
3) Красавицей русских лесов называют люди берёзу.
4) Всего насчитывается около 140 видов берёз.
8. Какое предложение присоединяется к предыдущему однокоренным словом?
1) 3
2) 4
3) 6
4) 10
Часть 2
9. Из предложения 6 выпишите прилагательное, образованное суффиксальным Замените книжное слово СЛАГАЮТ (предложение 3) стилистически нейтральным синонимом.
11. Замените словосочетание БЕРЁЗОВАЯ РОЩА (согласование) (предложение 6) синонимичным словосочетанием (управление)
12. В предложениях 3 и 4 пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения
13. В каком предложении последнего абзаца средством выразительности являются эпитеты?
2. Если ты что-нибудь делаешь,| делай это хорошо.(ты делаешь; делай)
3. Орлам случается и ниже кур спускаться,| но курам никогда до облак не подняться.(случается спускаться; не подняться)
4. Ветер утих,| наступила тишина, предвещающая близость дождя.(ветер утих; наступила тишина)
5. Небо за кормой было красное,| и берега тоже покраснели в холодном огне осеннего заката.(небо было; берега покраснели)
6. Про жизнь пустынную как сладко не пиши, | но в одиночестве жить не всякий.(не пиши жить не всякий)
7. Когда в товарищах согласья нет,| на лад их дело не пойдет.(дело не пойдёт)
8. Всякий труд важен,| ибо облагораживает человека.(труд важен; облагораживает)
9. Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу,| то счастье само отыщет вас. (Вы выберите и вложите; счастье отыщет)
10. Вы проходите мимо дерева| - оно не шелохнется:| оно нежится (Вы проходите; оно не шелохнется; оно нежится)
Сделайте полный синтаксический разбор:
11. Приближалась довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора.(Повест, невоскл, слож: 1. двусост,распр, не осл; 2.двусост, распр, не осл) [=–]:[=–]
12. Всю ночь гремел овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью, воскресших вод напор последний победу разглашал свою.(Повест, невоскл, слож: 1. двусост, распр, не осл.; 2. двусост, распр, осл. деепричастием; 3. двусост, распр, не осл) [=–], [–,|-•-|,=], [–=]
Мне очень понравилась повесть,там много исторических фактов.Многое,что хотел донести до нас писатель не лежит на поверхности,а требует глубоких и серьезных размышлений.Я советую всем почитать это произведение.