Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 8.
(1)Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) принадлежит к величайшим русским художникам.
(2)В своём творчестве художник наиболее полно отразил русскую действительность второй половины XIX – начала XX века. (3)Всё живёт и дышит в его полотнах, отличается большой выразительностью и одухотворённостью.
(4)Репин начал свою самостоятельную художественную деятельность с произведения, полного чувства высокой человечности. (5)В 1870 – 1873 годах им была создана картина «Бурлаки». (6)Перед зрителем встаёт живая действительность, суровая правда жизни, обычная для тех времён картина тяжёлого труда.
(7)Тему художник нашёл случайно. (8)Однажды на Неве в воскресный день он увидел две контрастные группы: барышень, собравшихся кататься на лодках, и бурлаков, грязных, измученных. (9)Взволнованный Репин не мог продолжать прогулку, он бросился домой и начал набрасывать увиденную картину. (10)Для пристального изучения жизни бурлаков и более точного их изображения художник уезжает на Волгу. (11)В картине чувствуется тщательный подбор типов, каждый из бурлаков – индивидуальность, живой человек со своим мыслящий человек, обладающий своим характером. (12)В этом-то и заслуга Репина: в условиях нечеловеческого труда он увидел душу народа, разглядел и показал его внутренний мир.
(По Н. Моргуновой-Рудницкой)
1) Определите стиль речи.
ответ:
2) Выпишите из предложения 8 грамматическую основу.
ответ:
3) Из предложений 6 – 8 выпишите сочинительный союз.
ответ:
4) Выпишите из предложений 6 – 9 частицу. Укажите её разряд.
ответ:
5) Найдите среди предложений 7 – 8 слово с непроизносимой согласной. Напишите это слово.
ответ:
6) Среди предложений 8 – 12 найдите слово, правописание которого определяется правилом: «В суффиксах имён прилагательных –онн-, -енн- пишутся две буквы н».
ответ:
7) В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, которая обозначает запятую при причастном обороте.
В картине чувствуется тщательный подбор типов,(1) каждый из бурлаков – индивидуальность,(2) живой человек со своим мыслящий человек,(4) обладающий определённым характером.
ответ:
8) Найдите среди предложений 7 – 12 предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Напишите его номер.
ответ:
Задание 1. Вспоминая свои впечатления от посещения осеннего леса, автор при слов «золотой дождь» описывает такое природное явление, как листопад осенью (оттого-то листочки и золотисто-жёлтые и падают с деревьев так же часто, как и дождевые капли с неба).
Задание 2. Из предложений 4-10 выпишите слова, которые описывают звуки, производимые листьями.
Листья шуршат, скребутся, лопочут.
Задание 3. Укажите стиль речи, в котором написан текст.
Текст написан в художественном стиле, на что указывают множественные эпитеты и метафоры.
Задание 4. Из предложений 1-5 выпишите синоним к слову «разноцветный».
Синоним - пёстрый.
Задание 5. Из предложений 4-5 выпишите глагол, в составе которого нет приставки.
Глагол, в составе которого нет приставки, - хлынет.
Распределить слова:
1) слова с проверяемыми гласными в корне:
скрипеть (скрип) на морозе, развивающийся (разви́тие) ребёнок, развевающиеся (вее́т) на ветру знамёна, персонаж (персо́на), валять (ва́лка) шерсть, посвящение (свя́то), осветить (свет) дорогу,
завизировать (ви́за) документ.
2) слова с чередующимися гласными в корне:
удерёт, заскочить, наклониться, заберусь в
дом, понимающий, соберу, собирать, соприкасаться.
3) слова с непроверяемыми гласными в корне:
периферия, скафандр, кобура, дезертир, конференция, стипендия, сельдерей, обаяние, катастрофа.
Распределить слова:
1) слова с проверяемыми гласными в корне:
долина (дол), вся подноготная (но́готь), обагрённая (оба́грить) кровью, занозить (зано́за) руку, взрослеть (взро́слый), похвала (хва́лит),
2) слова с чередующимися гласными в корне:
приклониться, заросли, касательная, поросло травой, предложение, обложной дождь, соприкасаться, приклониться, пловцы, выскочка
3) слова с непроверяемыми гласными в корне:
аплодисменты, компостировать (компо́стер), канитель, изваяние, пропаганда, облигация, поколение, диапазон, экстравагантный, полемика, кавалькада, обаяние