Часть А
1. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно.
А Палатку надо натягивать так, что(бы) она гудела, как барабан.
Б Потом я немного поплавал, что(бы) освежиться, и вышел на берег обновлённым.
В Что(бы) осталось вокруг нас, если бы не было речи?
Г Андроникову достаточно было переступить порог редакции, что(бы) вокруг него
образовалась компания из пяти-шести человек.
2. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно.
А Добрая, ласковая Земля то(же) становится безжалостной к людям, её
населяющим.
Б Иван снова бумаги, так(же) внимательно, как и в первый раз.
В Я то(же) убеждена, что наша литература должна следовать заветам Пушкина.
Г Лесозаготовительный комбайн предназначен для валки стволов, а так(же) для
обрезки сучьев на лесосеке.
3. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.
А «Вот друга я люблю! – вскричал Демьян. – За(то) уж чванных не терплю».
Б К причалу идёт (не)то грузовой пароход, (не)то баржа.
В Ромашов разыскивает Катю, то(есть) идёт по моему пути.
Г Путешествие – это (не)только романтика, но и суровое испытание духа.
4. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно.
А Дом был построен давно и добротно, при(чём) на большую семью.
3
Б Я старался вообразить своего будущего начальника, при(том) представлял его
стариком, интересующимся только службой.
В Почта была задержана, (от)того что река залила берега.
Г А самолётик тарахтит себе, (как)будто не по нему стреляют.
5. Укажите пример с грамматической ошибкой (в построении предложения).
А Полоска тумана закрывала как полынью, так и всю снеговую равнину.
Б Одинцова слушала с участием, при этом раскрывала, то закрывала веер.
В Несколько дней экспедиция двигалась или в тумане, или в пурге.
Г Луна взошла, однако нам её не было видно.
6. Укажите предложение, в котором союз связывает однородные члены
предложения (знаки препинания не А Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.
Б За окном медленно падал снежок и ясный свет лежал на стенах комнаты.
В Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.
Г Наступила ночь но вой волков не давал уснуть.
7. Закончите начатое предложение так, чтобы получилось сложносочиненное.
Радость охватила нас…
А когда мы встретили своих родных.
Б как будто мы совершили научное открытие.
В и мы двинулись дальше.
Г лишь только мы заметили вдали горы.
8. Укажите среди предложений сложноподчиненное (знаки препинания не А Мать посмотрела в окно девочка тоже выглянула на улицу.
Б Навещу дедушку если не летом то ранней весной.
В Выражение не то чтобы жалости а озабоченности появилось на его лице.
Г Всю ночь мы лежали у костра и слушали как шумит море.
9. Укажите, на месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые.
4
Лишь неугомонный дятел с утра затевает на сухом стволе свое неизменное
«стаккато» (1) да любопытная белочка (2) свесившаяся с ветки (3) чем-то
залюбовалась внизу.
А 1,2,3
Б 1,3
В 2,3
Г 1,2
Часть С ( )( оценивается по критериям диктанта)
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки
препинания.
1) Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал будто в небе кто(то) начал
ост..рожно перел..вать воду из звонкого стекля(н,нн)ого сосуда в такой же сосуд. 2)
Звуки эти заполонили всё пр..странство между рекой и неб..сводом. 3) Это летели
журавли.
4) Я поднял голову что(бы) лучше их ра(с,сс)мотреть. 5) По береговой дороге ехал грузович..к. 6) Его шофёр ост..новил машину вышел и то(же)
начал смотреть на журавлей.
7) Этот крик журавлей и их вел..чавый перелёт по неизме(н,нн)ым (в)течени..
многих тысячелетий воздушным дорогам – совершенное тв..рение природы.
8) Птицы прощ..лись с Россией с её б..лотами и чащобами. 9) (От)туда уже
с..чился осенний воздух отдающий свежестью.
10) Я пишу это (не)смотря на поз..нюю ночь. 11) Осени за окном не видно за(то)
стоит выйти на крыльцо, как она окружит тебя. 12) Осень настойчиво дыш..т в лицо
холодным горьким запахом первого тонкого льда ск..вавшего к ночи (не)подвижные
воды.
Часть В
ответы на задания В1 – В3 записывайте словами или цифрами.
Задания. 1. Выпишите из предложений 1 – 6 подчинительные союзы, укажите их вид
( ).
Задание 2. Укажите номер предложения, в котором употребляется противительный
союз, выпишите его. ( ).
Задание 3. Укажите номера предложений, в которых употребляются сочинительные
союзы ( ).
Добро – светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку, приносит радость. Иногда оно вызывает замирание сердца. Добро сравнимо с кусочком счастья.
У всех моих друзей свое определение добра. Кто-то считает, что быть добрым – значит, не обижать слабых, не обманывать и людям. Другие считают, если ты выполнил долг перед семьей, перед родными, никого не подвел – это доброта.
Добро в моем понимании - это намеренно и бескорыстно другому, не ожидая чего-то взамен. Если я просто подсказал незнакомому мне человеку, как пройти в интересующее его место - это уже добро. Добро, сделанное без усилий и спонтанно - самый приятный поступок для меня.
Я стараюсь быть хорошим и делать добро для всех. Для знакомых и незнакомы добро.