Часть А: Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания. Сторожевой курган.
(1)Передо мной серело пустынное поле. (2)Один сторожевой курган, верный
защитник
степи, стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. (3)С утра в степи было по-весеннему
холодно и ветрено. (4)Ветер, просушивая колеи дороги, шуршал бурьяном. (5)За
мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. (6)Темнея лесов, как старинное, тусклое серебро, она
пятнами
тонула в утреннем тумане. (7)Ветер, дувший
мне
навстречу, холодил лицо. (8)Степь увлекала, овладевая душой, наполняя ее чувством
радости.
(9)За курганом блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. (10)Есть что-то чистое и веселое в этих апрельских болотцах. (11)Над ними вьются
звонкоголосые чибисы,
серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам, оставляя на иле свои звездообразные следы.
(12)В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего
неба.
(13)Курган, с голубыми цветами и маками, был
дикий, еще ни разу не тронутый плугом. (14)«Время его, - подумал я, - навсегда проходит. (15)В вековом забытьи он только вспоминает
далекое былое, прежние степи, прежних людей».
Часть Б:Выполните следующие задания:
1. Какой тип речи представлен в предложениях 1-7?
А)описание
Б) повествование
В) рассуждение
Г) повествование и рассуждение
2.Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. ПРИМЫКАНИЕ.
3. Из предложения 2 выпишите словосочетания со связью 4. Какие слова являются грамматической основой в предложении 3:
А) было
Б) было холодно и ветрено
В) с утра было холодно и ветрено
Г) по-весеннему холодно и ветрено
5. Среди предложений 1-4 найдите односоставное безличное. Напишите номер этого
предложения.
6. Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите
номера этих предложений.
7. Среди предложений 4-8 найдите предложения, которые осложнены обособленным
обстоятельством. Напишите номера этих предложений. 8. Среди предложений 7-10 найдите предложения, которые осложнены обособленным
определением. Напишите номера этих предложений. 9. Найдите в тексте вводное слово, определите его значение.
10. Напишите номер предложения в котором есть сравнительный оборот.
Я, как вы уже догадались, люблю своё время, эпоху двадцать первого века. Как стремительно несётся время вперёд. Каждый день радует открытиями и яркими событиями. Интернет даёт столько информации, что охватить, просто прочитать её не хватит человеческой жизни! Всё, что ещё несколько десятков лет люди называли фантастикой, грёзами чудаков, сбылось. Мы общаемся по видеосвязи, передаём информацию через океан в считанные минуты, летаем не только на самолёте, но и покорили галактику. Даже сказка о скатерти-самобранке перестала быть выдумкой и мечтой: готовить современной хозяйке стало значительно проще, а вот выбор блюд разнообразнее.
Человек современный одумался и больше не мечтает повернуть реки вспять, а старается сберечь природные богатства, изобретает новые виды энергии. А сколько болезней отступило перед силой человеческого гения! Выживают дети, родившиеся с мизерным весом; увеличивается продолжительность жизни; по сути, изобретён эликсир вечной молодости - стоит только захотеть её сохранить!
Конечно, мне можно возразить: на Земле по-прежнему неспокойно, где-то развязаны войны, где-то нарушают привычный ритм жизни природные катаклизмы, мы ещё не справились с вредными привычками. ...
Но я верю, что человек - хозяин своего времени, своей судьбы. Значит, мы ещё не всё сделали для счастливой и разумной жизни, не во всём разобрались. И всё-таки я с оптимизмом смотрю в будущее: оно, как и обещал классик, видится мне светлым и прекрасным.