Часть II Прочитайте текст и выполните задание к нему.
(1)Костер на лоне природы - это чудо из чудес. (2)Нужно ведь сварить еду, обсушиться и обогреться. (3) Кто-кто, а лесник Федотыч это пон..1..мал хорошо. (4)Была пора, он вместе с туристами радовался каждому костру, а потом….
(5) Кто их знает, этих туристов! (6) Все – старые и малые, рабочие и инж..2..неры, студенты и профессора – одеты (по)..3..спортивному, с рюкзаками за плечами. (7)На первых порах знакомства с этим подвижным народом Федотыч ко всем относился с одинаковой вежл..4..востью и учтивостью. (8)Человек, сызмальства лесной, понимающий толк в природной красе, он радовался всем, кто по велению души отдавал досуг знакомству с глухими местами.
(9)Сначал..5 старик был счастлив, когда первые туристы заноч..6..вали на Лосином острове. (10)Пускай под вызвездившимся небом, под кроткий говор волн отведут, как говорит..7..ся, свои души, оставшись (на)8едине с березками и соснами.
(11)Да, тогда он был счастлив. (12) ___теперь, после того как на кострах туристы спалили на острове все, что можно было спалить, старик уже (не)..9..радуется.
(13)Сперва гости оправдывались так:
(14) – Мы ведь срубили самые низкорослые.
(15)Не стало низкорослых деревьев:
(16) – Самые кривые.
(17)Потом:
(18) – Самые тонкие.
(19)А когда и таких не стало, опр..10..вданием служило то, что, дескать, « выбирали деревья менее ценных пород». (20)И так до полного изничтожения всей растительности.
(По П. Дробочкину)
15.Слова с цифрами выпишите в столбик
16. Укажите выражение, которое искажает содержание текста.
(1) Туристам трудно обойтись в походе без костра.
(2) В походе стираются все различия между людьми.
(3) Старик обрадовался наплыву туристов, потому что устал от одиночества.
(4) Туристы постепенно уничтожили всю растительность на острове.
17. В каком предложении содержится информация о том, для чего, по мнению Федотыча, люди хотят остаться наедине с природой? Напишите номер этого предложения.
18. Значение какого слова из текста определено НЕВЕРНО?
(1) досуг (предложение 8) – свободное от работы время
(2) сызмальства (предложение 8) – с ранних лет
(3) кроткий (предложение 10) - громкий
(4) вызвездившимся (предложение 10) – покрытыми звездами
19. Какое средство выразительности НЕВЕРНО проиллюстрировано примером из текста?
(1) антоним – молодые и старые
(2) эпитет – глухими местами
(3) слова разговорного стиля - спалили
(4) метафора – ночевали на Лосином острове
20. Кажите образования слова по- спортивному (предложение 6).
21. Из предложений 1 – 4 выпишите наречие времени.
22. Из предложения 8 выпишите определительное местоимение.
23. Какое слово (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в предложении 12?
1) И 3) НО
2) ТЕМ НЕ МЕНЕЕ 4) В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
24. Среди предложений 5-10 найдите такое, которое связано с предыдущим при личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
25. Среди предложений 8 - 12 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения
жил был глагол. он любил всё время что то делать. а больше всего любил попадать в разные предложение. особенно про разную работу. он крепко дружил с существительным. однажды девочке по имени маша задали - придумать одно или два предложение на тему ,,работа человека". она придумала и стала записывать.-моя мама работает поварам.глагол сразу обиделся за то, что его неправильно написали.а существительное тоже обиделось, и глагол и существительное решило выскачить из этого неправильного предложения.и получилось-моя мама.ну вот приходит маша в класс на урок языка.её просят показать тетрадку.она идёт радостная! учитель проверил и поставил двойку. маша ничего не поняла. и заплакала.дети пишите правильно!
суммативного оценивания за 1 четверть по предмету « язык»
письмо - 25 минут
слушание и говорение проверяется отдельно (2-3 минуты на каждого обучающегося)
количество - 24
вариант состоит из 3 , требующих развернутого и краткого ответов первое направлено на проверку слушания и говорения, второе – на чтение и третье – на письмо.
слушание и говорение
1
прослушайте текст 2 раза и перескажите близко к тексту от лица местного жителя.
местные жители полупустынных и пустынных зон казахстана замечают значительные изменения в климате.
они говорят, что весна приходит на 2–3 недели раньше, чем 5-10 лет назад. сократились площади выпаса скота, исчезли многие кормовые растения. лето стало невыносимо жаркое, а зима холодной.
вода во многих колодцах высыхает.
пятнадцать лет назад на этом месте был двор, усаженный кормовой растительностью. сегодня на месте дома можно встретить только песчаный бугор.
двадцать лет назад из-за забора был виден камыш высотой 3 метра, а сейчас - песчаные бугры высотой от 2 до 3 метров.
пески продолжают наступать на дворы жителей. под песками уже зарыто 5 дворовых поселений. озеро постепенно пересыхает, в результате чего вдоль береговой линии образуются мощные солевые накопления.
эта площадь может быть безвозвратно утеряна уже в считанные годы, покрывшись песками.
чтение
2
прочитайте текст, выполните
конь в казахской традиции
конь в казахской традиции занимает свое особое почетное место. это связано с тем, что казахский народ всегда был кочевым. в бытовой жизни кочевников среди четырех разновидностей животных конь всегда ценился выше других и занимал свое особенное место. «лев – царь зверей, конь – царь скота», «крылья батыра – конь», «неудачливого джигита выручает удачливый конь»,- так говорят народные поговорки. казахи уважительно называли их «мудрым животным».
есть группа обычаев и поверий, связанных с конем, которые тесно переплетаются с человеческой жизни.когда мальчику исполняется три года, седлают коня, ребенка начинают обучать верховой езде. в день, когда ребенок садится на коня, собираются все люди аула. также есть поверье, что грива и хвост лошадей оберегают от злых духов, бесов и опасностей. существует традиция к колыбели ребенка привязывать волосы из гривы и хвоста лошадей.
ответьте на вопросы:
1. о чём этот текст?
2. почему именно конь занимал особое место в жизни казахов?
3. как отношение к коню отразилось в фольклоре? примеры.
4. какие обычаи и поверья казахов связаны с этим животным?
письмо
3
представьте, что вы собираетесь написать письмо другу, проживающему в другой стране. в письме вы хотите рассказать о традициях и обычаях своего народа. составьте сложный план своего письма