«Частица»
Цель: проверить усвоение изученного о частицах.
1.Укажите предложения, в которых выделенные слова частицы:
А) Бабушка говорила убедительно и Б) Я ослеп от весеннего солнца.
В) В лесу и поле душно.
Г) И в беде человек крепнет.
2. Найдите предложения с модальными частицами.
А) Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки.
Б) «Что за диковина!» - приятель отвечал.
В) Неужели ты мне не веришь?
Г) Он, не говоря ни слова, вышел.
3.Укажите, в каких предложениях БЫ – частица.
А) Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперед.
Б) Трудности существуют, что(бы) их одолеть.
В) Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик.
Г) Я решил во что(бы) то ни стало разыскать его.
4.В каких предложениях частица НЕ придает положительный смысл.
А) Ветер не утихал.
Б) Я не мог не ответить на это письмо
В) Где он только не бывал!
Г) Где он не бывал, так это на Кавказе.
5. В каких предложениях частица НИ служит для утверждения.
А). Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.
Б) Как волка ни корми, он все в лес смотрит.
В) Дождь не прекращался ни на час.
Г) В воздухе ни звуков, ни движения.
6.Где писать НЕ, где НИ в этих предложениях.
Н..(1) один воин н..(2) ушёл с поля боя. От него н..(3) было н..(4) слуху н..(5) духу.
Выберите правильный ответ:
А НИ – 4,5; НЕ -1,2,3.
Б НИ – 1; НЕ – 2,3,4,5.
В НИ – 1,4,5; НЕ – 2,3.
Г НИ – 1,2,4.5; НЕ -3.
7. В каких предложениях НЕ – частица.
А) Трава не скошена.
Б) Это было (не) прочитанное письмо.
В) Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.
Г) Дневник (не)был заполнен.
8.Чем является ТО в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом?
1.Мы повернули за(то) здание. 2. Лодки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся. 3. Кто(то) постучал в дверь. 4 а мы(то) старались!
Выберите правильный ответ:
А) 1 – союз, 2 – частица, 3 – местоимение, 4 – местоимение.
Б) 1 - союз, 2 - союз, 3 - частица, 4 – частица.
В) 1 – местоимение, 2 - союз, 3- суффикс, 4 - частица.
Г) 1 - суффикс, 2 - союз, 3 - частица, 4 – частица.
9.Найдите правильный ответ:
А Б В Г
Предв..рительный о а о а
Ст..рательно а о о а
..риентация а а о о
К..рикатура а о о а
Ко-ро-ва буль-дог о-тпря-нуть лес-тни-ца (ле-стни-ца) о-пра-ви-ться мет-кий (ме-ткий) брен-ный (бре-нный) тран-сфор-ма-ци-я при-морь-е драть-ся (дра-ться) сон-ный, объ-езд, та-ли-сман, пись-мо, ру-сский, квад-ра-тный, а-пел-ля-ци-я, тре-у-голь-ный, шам-пинь-он, май-ский, труд-ный, ко-смо-навт, ры-бо-лов, ко-стю-мер, и-зоб-ра-зить, шо-ко-лад-на-я, ре-спе-кта-бель-ный, куд-ри, ра-спы-лить, пе-ре-вод-чик, вой-на, тём-ный, дог-ма, тре-бо-вать.
Объяснение: если не правильно прости. Не совсем поняла этот закон
2) Его произведения давали кучу эмоций( нарушение стиля )
3) В конце всё кончилось плохо - она попала в колонию( тавтология)
4) В мире столько много людей, но доброе ли у них сердце?( нарушение грамматической логики)
5) Талант воспитания дан не кажному( использование просторечного слова)
6) Что было бы, если бы наши бабушки не придавали никаких сил к нашему воспитанию( разрушен фразеологизм)
7) остаётся только разводить плечами( разрушен фразеологизм)
8) Сидя дома на диване, мои глаза нередко упёрты( нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом )