Читаем
Прочитайте отрывок из легенды о Золотом человеке.
На обширных землях между хребтами Алатау и Каратау жило когда-
то многочисленное племя. Был тот народ могущественным и богатым.
И вот однажды в семье батыра Каскалдака родился десятый сын
с длинной прядкой золотистых волос на темечке, с золотым айдаром.
Младший сын в многодетной семье рос вольготно, все (онлелеяли
и баловали. Но Алтын-айдар не вырос капризным и избалованным.
С малых лет он пристрастился к скачкам на лошадях и всякий раз
приходил в байге первым, точно у (он) коня вырастали крылья.
Однажды дошла до племени чёрная весть: с востока вдоль реки
Или надвигается грозный враг. А вслед за (этот) вестью примчались и
гонцы из дружественных родов, селившихся по соседству: «С востока
идёт несметное войско, растекается по (наш) землям, как чёрная сажа.
Ряды (они) бесчисленны...»
(По книге О. Жанайдарова «Легенды древнего Казахстана надо изменить местоимение
Объяснение:
(1)В голубом небе мы видим белое облако, похожее на гористый остров. (2)Ветер в облаке дует не так, как на земле: не с севера или запада, а снизу вверх, как в фонтане. (3)Нагреваясь у поверхности земли, как у дна горячей кастрюли, воздух громадными пузырями летит вверх. (4)Самолёт пролетает в облаках сквозь водяные капли, каждая из которых настолько холодная, что от соприкосновения с металлом превращается в лёд. (5)Чтобы лёд тяжёлой коркой не покрыл самолёт, в наше время используют специальные противообледенительные системы.
Задание 2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением.
2) Предложение 2 осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами.
3) В предложении 3 грамматическая основа — воздух пузырями летит вверх.
4) Предложение 4 — сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.
Решение.
Для решения задания необходимо провести синтаксический разбор предложений.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением. – верно, «похожее на гористый остров».
2) Предложение 2 осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами. – верно, «как на земле», «как в фонтане».
3) В предложении 3 грамматическая основа — воздух пузырями летит вверх. – неверно, грамматическая основа «воздух летит».
4) Предложение 4 — сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. – неверно, последовательное подчинение придаточных.
5) Предложение 5 сложноподчинённое. – верно.
Возвратность – в русском языке противопоставлены:невозвратные глаголы (не имеют постфикса -ся);Мыть, решить, беречь.возвратные глаголы (имеют постфикс -ся).Мыться, решиться, беречься.
Переходность – в русском языке есть переходные и непереходные глаголы.Переходные глаголы сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога.Читать (кого? что?) книгу; писать (кого? что?) письмо; качать (кого? что?) ребёнка, люльку.Непереходные глаголы не сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога (нельзя: ссориться – кого? что?; летать – кого? что?).Все возвратные глаголы непереходные.Мыться, решиться, беречься.