Чтение. Прочитайте текст и выполните задания.
Лето – чудесная, звонкоголосая пора. Летний день начинается рано. Пробуждается заря в золотой парче, в голубой выси тают прозрачные тучки. Легкий туман покидает поля и леса. Легко дышит лес, в воздухе пахнет гречей и медом.
Вот защелкал соловей, радуясь новому, блистательному летнему дню. На его чудесное пение откликнулись другие лесные пташки. Беспечно болтают малиновки, корольки, певчие дрозды.
Внимая звукам дивных певцов, приободрился летний лес.
Меж берез игриво порхают бабочки. Ветер ласково подгоняет их. Отражаются в зеркале вод деревья и травы, кусты и цветы. Летние цветы, как правило, напоены особым ароматом.
Летом жизнь льется волшебной волной. За душистой травой трещит кузнечик. Шумный перепел бьет за прудом, купаясь в золотой ржи. В голубой выси летает, кружится смелый ястреб. Он поет свободе вечную песню.
По извилистой долине, тихо журча, струится речка. Играет задорно и плещет в реке рой рыбок.
В глуши болот пронизывающе и звонко поет неугомонная мошкара. Час от часу прибывает зной. Чуткий камыш наклонился к реке. Давно стряхнули влагу ветви деревьев. От жары их только тень. А солнце продолжает лить на землю свои золотые потоки.
Летом нужно обязательно самому побывать на природе, чтобы будничные невзгоды и мирские заботы перестали волновать, чтобы понять всю прелесть яркой, летней гармонии, увидеть прелесть роскошных цветов, трав, послушать пение птиц.
Задание 1.
Составьте сложный план к прочитанному тексту.
Задание 2.
Сформулируйте по прочитанному тексту 2 вопроса высокого порядка.
Задание 3.
Допишите заключение одним предложение.
Задание 4.
Дайте развернутый ответ на вопрос: Почему мне нравится летом быть наедине с природой? Приведите три примера.
Во – первых:
Во – вторых:
В – третьих:
Письмо и использование языковых единиц
Задание 1.
Напишите заметку в журнал «Вокруг света» на одну из предложенных тем.
«Почему человек легче переносит холод, чем жару?».
«Почему люди хотят путешествовать на «машине времени?».
1. Конструкция с прямой речью: (23) Жены служивых, оставшиеся с детьми в Новоселицах, спрашивают: "Неужели нельзя было сначала создать в Ставрополе все необходимые для жизни и учебы людей условия, а потом уже срывать их с места?"
2. заботой о (ком? чём?) подчиненных - подчиненные это существительное
3. Стиль текста - публицистический.
4. Слово «социнфраструктура» (21) имеет значение 1. совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.
5. Выражение «трепать нервы» имеет значение 3. разговорное.
6. Тезис текста сформулирован в предложении (8) Правда, эти тяготы и лишения создавались не стечением непреодолимых обстоятельств, а по конъюнктурной воле тогдашних политиков, жаждавших имиджа великих "миролюбцев" в глазах Запада, и при безмолвном послушании военачальников, обрекавших служивых и их семьи на жестокие муки кочевой жизни в грязи и холоде.