Чтение прочитайте текст
что же самое главное в жизни? главное может быть в оттенках у каждого свое собственное,
неповторимое. но все же главное должно быть у каждого человека. жизнь не должна рассыпаться на
мелочи, растворяться в каждодневных заботах. и ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни
было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. человек должен уметь
не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами
и думать о смысле своей жизни – оглядывать и заглядывать в будущее.
если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого
не останется и следа. если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. а
люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель,
запоминаются надолго. помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. оних
рассказывают. гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.
в жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. пусть дело это будет маленьким, оно
станет большим, если будешь ему верен. счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми
других и хоть на время забыть о своих интересах, о себе. это «неразменный рубль». знать это,
помнить об этом всегда и следовать путями доброты — и важно.
(по д.с. лихачёву. письма о добром и прекрасном. письмо 46. путями доброты)
[1]
[1]
[1]
[1]
1. определите тип речи текста.
2. определите стиль данного текста
3. о чём текст? какова тема этого текста?
4. какова главная мысль этого текста?
5. в каждой части текста выделите главное, выделите ключевые слова, отберите существенную
информацию.
6. составьте план сжатого изложения, озаглавив каждую микротему
1.сформулируйте 1 вопрос низкого порядка по содержанию текста.
8. сформулируйте 1 вопрос высокого порядка по содержанию текста.
9. сформулируйте вывод по тексту.
в - [в]-согласный, парный звонкий, сонорный, парный твёрдый
о - [а]-гласный
к - [к]-согласный, парный глухой, парный твёрдый
р - [р]-согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
у - [у]-гласный
г - [к]-согласный, парный глухой, парный твёрдый
Тема урока. М. Ауэзов « Сирота».
Цель урока: осознание детьми проблемы взаимоотношений взрослых и ребенка, переживших смерть близких.
Задачи урока.
Обучающие развитию устной, выразительной речи; развитие мышления, воображения, памяти при изучении литературоведческих понятий, развивать творческие через метод критического мышления. Воспитывающие : воспитание навыков эмоционального
восприятия художественного произведения; осуществление нравственного и гуманистического воспитания, через восприятие текста.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
Посмотрите, ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира, и добра.
II. ПОБУЖДЕНИЕ.
Ребята, на уроке мы с вами прочитали рассказ Мухтара Ауэзова « Сирота».
У кого из вас этот рассказ вызвал сострадание к чужому одиночеству?
Как вы ее понимаете? Кого называют сиротой?
Какие определения, вы можете подобрать к этому слову?
СИРОТА
Бедный одинокий
круглый сирота ненужный несчастный
Кому из героев рассказа подходят эти слова? (Касыму)
III.РЕАЛИЗАЦИЯ.
Предлагаю ключевой вопрос:
- Через какие испытания пришлось пройти герою?
- Подберите эпитеты, которые характеризуют его прежнюю жизнь.
Каким глаголом можно передать их отношение? (сочувствовали)
Был ли он счастлив после смерти родителей?
А бывал ли он счастлив хоть иногда?( только во сне)
Так какой же стала его жизнь?
Но ведь мальчик не остался один, его взял к себе сосед Иса и его жена Кадиша- добрые же люди, которые сироте? Так ли это?
Иса распоряжается чужим скотом.
Касыма отправляют на целый день собирать кизяк.
Иса и Кадиша бьют и ругают мальчика.
Дети издеваются над Касымом.
И мы видим, что жизнь мальчика стала невыносимой.
- Что пытались сделать окружающие?
( Они осуждали Ису, говорили, что не надо зариться , на сиротское добро, нельзя обижать мальчика).
« Сиротство как тяжелый камень, давило его все больше и больше».
Как изменился герой?
ли ему окружающие?
( Соседки и старики замечали все, но не Дитя еще! Ну что он может сделать?»)
-Как можно охарактеризовать такое поведение окружающих людей?
( Они были равнодушными)
- Так почему Касым ушел из аула?
-Я предлагаю послушать, что думал сам мальчик.
( Рассказ ученика от первого лица).
- А теперь еще раз подумаем: кто виноват в смерти Касыма?
Вывод: прямые виновники в смерти мальчика- это нечистая
сила, Иса и Кадиша. Косвенные виновники те, кто видел все , но ничего не сделал, чтобы мальчика . Это - старики, соседи , аульные ребята.
Не зря у казахов есть такая пословица:
« Бессловесен тот, кто одинок. Он безмолвен, как мертвец в могиле. Одинокий путник не ходок, он и в поле не поднимет пыли»
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
Что понравилось вам на уроке? Какое настроение у вас было в течение всего урока. Какие моменты урока произвели на вас впечатление?
-Ребята, что мы должны извлечь из нашего урока'
-Каким должен быть человек?
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ .
Составить эссе: « Как можно было Касыму?»
Объяснение: