Чтение ( ) Задание 1. Прочитайте внимательно рассказ В.Сухомлинского В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые. Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива. http://blog.danilova.ru/novosti/15-korotkih-rasskazov-o-seme.html 1.Определите основную мысль рассказа 2.Разделите текст на смысловые части и составьте простой план.
1. (в терминологическом значении З прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. З. планета людей.
2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).
3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н. (также перен.: с большим трудом). Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.).
4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. З. с песком и глиной.
5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.
6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.
7. В Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица.
уменьш.-ласк. земелька, -и, ж. (к 3, 4 и 6 знач.) и землица, -ы, ж. (к 3, 4 и 6 знач.).
прил. земельный, -ая, -ое (к 6 и 7 знач.), ~ной, -ая, -ое (к 3 и 4 знач.) и земной, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Земельный участок. Земельный кодекс. Земельное законодательство. Земельное правительство. Земельный канцлер. Земной шар. Земная ось. Земная кора. Земляные работы (работы, связанные с выемкой и укладкой грунта). Земляной червь.
• Земной поклон 1) глубокий поклон до земли; 2) кому, глубокая благодарность.
1. Солнце садилось за одной из покрытых густой травою леса, о котором уже говорилось в начале этой главы. (Вальтер Скотт "Айвенго")
2. Я лёг на траву, которая была здесь очень низка и мягка, и заснул так крепко, как не спал никогда в жизни. (Джонатан Свифт "Путешествия Гулливера")
3. Она бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги, а потом купила безобразный полосатый диван, от которого тошнило и её, и честного мужа, и старую вороватую кухарку, но которого уже несколько дней настойчиво требовал воротничок. (Тэффи "Жизнь и воротник")
4. Мазурка кончилась, хозяева гостей к ужину, но полковник Б. отказался, сказав, что ему надо завтра рано вставать, и с хозяевами. (Л. Н.Толстой "После бала")