Сначала она шла лесом, потом полем, по дороге не встретила никого, кроме беспечных птичек-щебетуний. Они так задорно и звонко пели, что сама путница развеселилась, стала напевать свою любимую песенку: «Дважды два - четыре, дважды два - четыре, а не шесть, а не пять - это надо знать!» Прыгала то на одной ножке, то на другой и, сама не заметив, Не оказалась на болоте и вдруг провалилась! Вот так вредно бывает иногда не смотреть по сторонам! Стала она звать на барахтаться, цепляться за кустики. На крики прибежал дед Глагол. Стал он тянуть к девочке руки, но какая-то неведомая сила отталкивала его назад, и чем больше он старался, тем дальше уносило его от Частицы, ее же все больше затягивало в трясину. - Ничего не пойму, - говорил Глагол, разводя руками, - что за чудеса? А Частица, хоть и была маленькая, но по русскому языку у нее была твердая четверка, смекнула она, в чем дело: - Дедушка, а дедушка! Я поняла, почему у тебя ничего не получается: ты, видно, правило забыл: Не с глаголами пишется раздельно! Вспомни, мы же с тобой никогда рядом не стоим в строчке, кроме слов-исключений. А в стране нашей волшебной Морфологии правила Орфографии всегда соблюдаются - мы же с ней тесно связаны. - Вот я садовая голова! А что же делать? Выходит, я тебе не могу? - огорчился Глагол. - Нет, - возразила девочка, - можешь! Позови Местоимения, нас с ними слитно пишут, только пусть без Предлогов приходят, иначе ничего не выйдет. - Хорошо. Вон их деревня! - уже на бегу крикнул дед, не медля ни минуты. Прибежало несколько Местоимений: Некто, Нечто и некоторые другие Частицу Не и препроводили ее к сестре. Так что все закончилось благополучно. Благодаря чему? А? Комментарий учителя Перед прочтением сказки я предлагаю ребятам подсчитать, сколько раз встречается в тексте сказки частица НЕ (т. е. раздельное написание). Учащиеся отвечают на вопросы, заданные автором в конце. Далее мы сверяем полученные числа, анализируем по тексту (он раздается на этом этапе каждому) случаи раздельного написания. Затем можно задать серию вопросов: - Почему названия частей речи в сказке пишутся с большой буквы? Какие из них относятся к служебным? - Почему Глагол сам не мог девочке? - Если бы вместо Глагола было Деепричастие, то... (Продолжите фразу, докажите.) - Как развивался бы сюжет сказки, если бы девочку стал Глагол по имени Недоумевать? Какие еще глаголы не употребляются без не-? Назовите образованные от них деепричастия и причастия. - Для чего Частица добавила, посылая деда за чтобы Местоимения приходили без Предлогов? (Приведите примеры.) - Найдите в тексте местоимения, определите их разряд. - Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. Подтвердите это правило примерами из текста.
« всякий художественный образ – это результат творчества писателя, который отбирает необходимые языковые средства и организует их в текст для выражения своей мысли» . Задумаемся, что стоит за этими словами? Известно, что писателю сделать речь образной, эмоциональной, ярко выразить свою мысль специальные художественные средства, основанные на употреблении слов в переносном значении. Какие из них мы встречаем в тексте В. Распутина?
Во-первых, в предложении 2 писатель создает необычный художественный образ, сравнивая огромную лиственницу с пастухом, который « возглавляется среди овечьего стада» . Данное сравнение образному описанию могучего дерева.
Во-вторых, в предложении 28 на меня произвела впечатление ярчайшая метафора. Автор, рассказав о варварском нападении на дерево, восхищается его могуществом. В этом ему такое художественное средство, как метафора, усиленная при используемых эпитетов: «Один выстоявший, непокорный «царский листвень» продолжал властвовать надо всем вокруг» .
Таким образом, могу сделать вывод, что В. Распутин, подчеркивая справедливость слов Р. И. Альбетковой, отобрал «необходимые языковые средства» и организовал «их в текст для выражения своей мысли».
Вот так вредно бывает иногда не смотреть по сторонам! Стала она звать на барахтаться, цепляться за кустики. На крики прибежал дед Глагол. Стал он тянуть к девочке руки, но какая-то неведомая сила отталкивала его назад, и чем больше он старался, тем дальше уносило его от Частицы, ее же все больше затягивало в трясину.
- Ничего не пойму, - говорил Глагол, разводя руками, - что за чудеса?
А Частица, хоть и была маленькая, но по русскому языку у нее была твердая четверка, смекнула она, в чем дело:
- Дедушка, а дедушка! Я поняла, почему у тебя ничего не получается: ты, видно, правило забыл: Не с глаголами пишется раздельно! Вспомни, мы же с тобой никогда рядом не стоим в строчке, кроме слов-исключений. А в стране нашей волшебной Морфологии правила Орфографии всегда соблюдаются - мы же с ней тесно связаны.
- Вот я садовая голова! А что же делать? Выходит, я тебе не могу? - огорчился Глагол.
- Нет, - возразила девочка, - можешь! Позови Местоимения, нас с ними слитно пишут, только пусть без Предлогов приходят, иначе ничего не выйдет.
- Хорошо. Вон их деревня! - уже на бегу крикнул дед, не медля ни минуты.
Прибежало несколько Местоимений: Некто, Нечто и некоторые другие Частицу Не и препроводили ее к сестре. Так что все закончилось благополучно. Благодаря чему? А?
Комментарий учителя
Перед прочтением сказки я предлагаю ребятам подсчитать, сколько раз встречается в тексте сказки частица НЕ (т. е. раздельное написание). Учащиеся отвечают на вопросы, заданные автором в конце. Далее мы сверяем полученные числа, анализируем по тексту (он раздается на этом этапе каждому) случаи раздельного написания. Затем можно задать серию вопросов:
- Почему названия частей речи в сказке пишутся с большой буквы? Какие из них относятся к служебным?
- Почему Глагол сам не мог девочке?
- Если бы вместо Глагола было Деепричастие, то... (Продолжите фразу, докажите.)
- Как развивался бы сюжет сказки, если бы девочку стал Глагол по имени Недоумевать? Какие еще глаголы не употребляются без не-? Назовите образованные от них деепричастия и причастия.
- Для чего Частица добавила, посылая деда за чтобы Местоимения приходили без Предлогов? (Приведите примеры.)
- Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.
- Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. Подтвердите это правило примерами из текста.
Во-первых, в предложении 2 писатель создает необычный художественный образ, сравнивая огромную лиственницу с пастухом, который « возглавляется среди овечьего стада» . Данное сравнение образному описанию могучего дерева.
Во-вторых, в предложении 28 на меня произвела впечатление ярчайшая метафора. Автор, рассказав о варварском нападении на дерево, восхищается его могуществом. В этом ему такое художественное средство, как метафора, усиленная при используемых эпитетов: «Один выстоявший, непокорный «царский листвень» продолжал властвовать надо всем вокруг» .
Таким образом, могу сделать вывод, что В. Распутин, подчеркивая справедливость слов Р. И. Альбетковой, отобрал «необходимые языковые средства» и организовал «их в текст для выражения своей мысли».