Да, жить - не значит столько-то лет есть и пить, биться из-за чинов и денег, а в свободное время бить хлопушкою мух, зевать и играть в карты: такая жизнь хуже всякой смерти, и такой человек ниже всякого животного. жить -значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать. всякая другая жизнь -смерть. и чем больше содержания объемлет собой наше чувство и мысль, тем больше мы живем. мгновение такой жизни существеннее ста лет, проведенных в апатической дремоте, в мелких действиях и ничтожных целях страдать обусловливает в нас блаженства. не знающие страдания не знают и блаженства, не плакавшие не возрадуются. кроме природы и личного человека есть еще общество и человечество. как бы ни была не богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы ни била ключом она во вне и какими бы волнами не лилась через края, она неполна, если не усвоит в своё содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества. в полной и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы родины, кровные связи с отечеством. общество, как всякая индивидуальльность, есть нечто живое и органическое, которое имеет свои эпохи развития, свои эпохи здоровья и болезней, свои эпохи страдания и радости, свои роковые кризисы. живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества. он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем вне своих собственных, личных обстоятельств. разумеется, в этом случае общество только берёт с него свою дань, отторгая его от него самого в известные моменты его жизни, но не покоряя его себе совершенно и исключительно. гражданин не должен уничтожать человека, ни человек гражданина: в том и другом случае выходит крайность, а всякая крайность родная сестра ограниченности. любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих этому. можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было. только надобно, чтобы эта любовь была не мёртвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования. словом, любовь к отечеству должна быть вместе с любовию к человечеству. (по в. белинскому) написать проблему,позицию автора и комментарий