На картине григорьева изображен теплый осенний день, конец сентября – начало октября. ветер, сметая, скручивает желтые листья, деревья и кустарники почти обнажены. пока еще сухая, но уже не ранняя осень. небо затянуло, как будто пеленою. на заднем плане виднеется город в легкой дымке. пейзаж – фон, на котором изображены дети. он написан легко и свободно. пейзаж подчинен главному рассказу о детях, увлеченных игрой в футбол. собрались после школы поиграть в футбол на пустыре. ворота сооружены у них из портфелей, сумок и беретов. художник не изобразил самого футбольного состязания, поэтому полотно стало еще ценнее. но туда, куда смотрит вратарь и зрители острое положение, может через несколько секунд мяч приблизится к воротам. все зрители одеты тепло, они сидят в шапках и пальто. только вратарь в одних трусах, словно на дворе лето. на руках у него перчатки, по которым видно, что мальчик опытный и не раз стоял на воротах. самым ярким пятном картины является красный спортивный костюм мальчика, стоящего позади вратаря. вратарь стоит, слегка согнувшись, прикрыв ворота и живо реагируя на происходящие, на поле действия. словно на скамейках, сидят болельщики на досках, сложенных у края дома. зрители самых разных возрастов: и дети, и дяденька, и маленький ребенок. все они очарованные игрой следят за ней пристально и увлеченно. сильней всего захвачен матчем мальчик в темно-зеленом костюме. мужчина - прохожий, который увлекся игрой и остался понаблюдать за ней. девочки тоже . безразлична к футболу только белая собачка, что дремлет, свернувшись калачиком возле детворы. художнику удалось объединить персонажей единым действием. каждой детали найдено свое место и, вместе с тем, каждый персонаж раскрыт убедительно; не случайно картина «вратарь» является одной из лучших. в ней сочетаются выразительные детали, удачная композиция
Один торговец отправил своего сына, чтобы тот узнал секрет счастья у самого мудрого из всех людей. долго юноша ходил по свету и, наконец, пришёл во дворец мудреца. - зачем ты пришел ко мне - спросил мудрец. затем он внимательно выслушал его объяснения, но не смог сразу ответить на его вопрос. - у меня нет времени, чтобы раскрвюыть тебе секрет счастья - сказал мудрец. - но ты можешь походить по дворцу и вернуться сюда через два часа, при условии, что ты возьмёшь с собой ложку масла. но ни одна капля не должна вылиться из неё. юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. через два часа он вернулся к мудрецу. мудрец спросил юношу, что он увидел во дворце. юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец. мудрец ответил, что нельзя доверять человеку, если он не знаком с его домом. юноша снова взял ложечку с маслом и пошёл на прогулку по дворцу, на этот раз обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. он увидел сады, окруженные горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно… вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел. - где те две капли масла, которые я тебе доверил? - спросил его мудрец. и юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось. мудрец на это сказал, что секрет счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке. как-то так^^"