Даны слова: сугроб, сустав, сумрак, супрефект, сутолока, супоросая, сукровица, судорога, суягная, суглинок, супруги. I. Выпишите слова, в которых в современном русском языке выделяется приставка СУ-. Разделите их на группы в зависимости от значения, привносимого приставкой СУ- в слова каждой группы. Сформулируйте это значение.
II. Среди перечисленных есть такие слова, которые раньше имели в своем составе приставку СУ-. Выпишите эти слова. Обоснуйте своё решение, приведя слова современного русского языка (1-2 примера), ранее бывшие однокоренными с данными образованиями (помните о том, что возможно чередование в корне). Объясните, почему вы считаете эти слова однокоренными.
Определите, что значила приставка СУ- в каждом из этих слов (объясните ее значение своими словами, приведите современную приставку с близким значением и пример употребления слова с этой приставкой в данном значении).
1) наречия,
2) деепричастия,
3) сравнительная степень прилагательного,
4) некоторые существительные (пальто, шоссе) ,
5) некоторые прилагательные (беж, мини) ,
6) некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их) .
Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом - в доме. Следовательно, нулевое окончание — это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.
Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:
1. им. п. ед. ч. имен существительных м. р. - сад_, снег_;
2. им. п. ед. ч. имен существительных ж. р. - радость_, мышь_;
3. им. п. ед. ч. м. р. кратких прилагательных и причастий: грустен_, обижен_, снят_;
4. им. п. некоторых числительных: двенадцать_, шесть_, один_;
5. род. п. мн. ч. некоторых существительных: чулок_ (чулк-и) , семей_, (се [м ' й а]) ;
6. им. п. ед. ч. м. р. притяжательных прилагательных: Зевсов_ (ср. Зевсова) , сестрин_ (сестрина) ,
рыбий_ (ры [б ' й а ]).
7. ед. ч. м. р. глаголов вр. и условного наклонения: шел_ , разговаривал_ , находился_, приходил_ бы, заблудился_ бы.
Шоссе ( нет оконч., любой падеж , число), за садОМ ( тв., ед.ч.), окон [] ( род., мн.).
Дорогой (имя твоего друга)
Я была рада получить твое письмо. Это действительно здорово, что родители позволяют тебе иметь домашнее животное.
Если говорить обо мне, то у меня есть котенок, который называется Мусик. За ним ухаживать не трудно, только необходимо чистить его лоток и кормить. Я думаю, что кошки, собаки, хомяки и попугаи очень хорошие домашние животные, потому что они смешные и за ними легко ухаживать.
У вас большой дом? У тебя есть своя собственная комната? Есть сад вокруг вашего дома? Если ты скажешь "да", то ты можешь иметь собаку или кошку, в противном случае тебе лучше завести хомяка или попугая, так как им не нужно много места.
Ну, я заканчиваю письмо, мне надо идти в свой класс аэробики. Будь осторожна и оставайся на связи!
С любовью,
(твоё имя)