бирюза - драгоценный камень, многие считают его самым красивым из всех ювелирных камней.ещё в давние времена заметили, что бирюза меняет цвет: белая становится голубой, ярко-голубой, голубая может окраситься в зелёный цвет. вот как об этом повествуется в армянской легенде. боги сжалились над ними и превратили всех в бирюзу: молодых женщин в небесно голубую, старух - в зелёную, а детей - белую. наступавших чужеземцев боги превратили в чёрные скалы, обречённые навеки охранять прекрасную бирюзу
Памятник планировалось установить в 1812 г., к 200-летию героических событий, однако планы нарушило вторжение наполеоновских войск. и только 20 февраля 1818 г. на деньги, собранные по народной подписке в нижнем новгороде, на родине кузьмы минина, памятник был установлен перед главным входом в верхние торговые ряды, лицом к кремлю. автор монумента, иван петрович мартос, так объяснял идею своего творения: «греки и римляне, равно как в науках и художествах, так и успехами оружия, воздвигали своим мужам памятники и, передав потомству их подвиги в величественных изображениях, тем самым увековечили и собственную славу. и наше отечество воздвигает немало памятников таким редкостным мужам, таким бессмертным героям, чья любовь к отечеству повергла бы в изумление рим и грецию». инициаторами установки памятника были члены передового вольного общества любителей словесности, наук и художеств. в 1803 г. начался сбор общественных средств. по результатам конкурса лучшим был признан проект и. мартоса. событие это нашло освещение во всех существовавших на тот момент газетах и журналах. во время праздничного открытия гремела музыка, парадным маршем проходили гвардейские войска. не только крыши прилегающих зданий, но даже кремлевские стены были усеяны людьми. общий энтузиазм и торжества по случаю открытия памятника объясняются не только темой, созвучной общему патриотическому настроению, но и мастерством скульптора, сумевшего выразить это настроение в образах своих героев. кузьма минин, указывая рукой на москву, вручает князю старинный меч, призывая его встать во главе войска. а.с. пушкин: « гражданину минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин косма минин по прозванию сухорукой, или думный дворянин косма минич сухорукой, или, наконец, кузьма минин, выборный человек от всего московского государства, как назван он в грамоте о избрании михаила федоровича романова. все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя ». стоит сказать, что на одном из бронзовых барельефов автор поместил и свое изображение (фигура мужчины, отправляющего в народное ополчение своих сынов, — крайняя на последнем барельефе). сын мартоса, алексей, был участником отечественной войны 1812 года, другой сын, никита, был в годы войны убит во франции, где находился в качестве пенсионера академии художеств. чрезвычайным событием стала и перевозка памятника водным путем из санкт-петербурга, где он отливался, в москву через нижний новгород, которая длилась целых четыре месяца. для перегрузки монумента на несколько дней была сделана остановка в нижнем новгороде. по этому поводу в журнале «сын отечества» писали: «никакое перо не может изобразить, в какое восхищение были как нижегородские, так и всего тамошнего края жители появлением на тамошних водах столь знаменитого граждане нижегородские обоего пола и всех возрастов с утра до ночи съезжались к зреть сей знаменитый по предмету, искусству и величине своей памятник». в 30-х годах xx в. памятник перенесли к собору василия блаженного, поскольку он мешал проведению демонстраций и парадов на красной площади. для нижнего новгорода и. мартос создал монумент-стеллу (1826). с недавнего времени в нижнем новгороде установлена копия московского памятника (скульп. з. церетели).