Дата: 17.05.2021 Русский язык СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ дам
I. Чтение
Прочитайте тексты, выполните задания.
Сравните два текста в таблице, определив сходства и различия по указанным признакам:
- по теме;
- по стилю (приведите по 1 аргументу);
- по цели;
- для какой целевой аудитории.
Текст 1
На Крайнем Севере снежный покров держится как минимум 240-250 дней в году, и половину из них температура не поднимается выше минус 30 градусов по Цельсию. Зима фактически начинается в сентябре-октябре и продолжается до конца мая. Вторая особенность — частые сильные ветры при смене циклонов, порой достигающие скорости 40-50 метров в секунду. Как же северяне адаптировались к таким суровым условиям? Для родившегося в южных широтах суровый климат Севера может быть опасен. Но у коренных народов Заполярья за многие века эволюции сформировался ряд особенностей, позволяющих вести полноценную жизнь в невыносимых для южан погодных условиях. По словам медиков, пищеварительная система коренных жителей Заполярья переваривать белки и жиры животного происхождения в огромных количествах без вреда для организма. Это позволяет накапливать необходимый запас энергии для поддержания нормальной температуры тела в самые лютые морозы. У жителей Заполярья и характер другой, не такой, как в средней полосе. Человек, попавший в беду на улице зимой за полярным кругом, просто замерзнет насмерть. Люди это понимают и всегда даже незнакомому человеку. Северяне крайне отзывчивы, никого не оставят в беде. Многие туристы, побывавшие за Уралом, не устают рассказывать о самых добрых и сердечных людях, которые живут в зоне вечной мерзлоты.
Текст 2
Экстремальная погода привела к исчезновению популяций многих бабочек в России и других странах умеренного климата. «Оказалось, что многие экстремальные явления крайне негативно влияют на бабочек. Вероятно, что жара зимой заставляет бабочек просыпаться из спячки и затем гибнуть, когда холода возвращаются», - написала в статье эколог Альдина Франко. В 2015 году подсчеты британских ученых и любителей природы показали, что к 2050 году шесть видов бабочек могут полностью исчезнуть в мире. Анализ 37 лет наблюдений показал, что больше всего на жизни бабочек влияют аномальная жара зимой, холод летом, проливные дожди неделями, засухи и другие экстремальные погодные явления. По мнению ученых, странам умеренного пояса, в том числе Великобритании, необходимо предпринять меры по защите бабочек.
II. Письмо
Выполните 1 из предложенных заданий
1. Напишите эссе-рассуждение на тему «Как изобретатели могут повлиять на экономику страны». Соблюдайте тип текста-рассуждения. Приводите убедительные аргументы. Используйте вводные конструкции. Объём не меньше 120 слов.
2. Представьте, что вы очутились на Северном полюсе. • Что вы видите вокруг? • Опишите свои ощущения: кожа, глаза, руки, ноги. Почему испытываете такие ощущения? Соблюдайте тип текста описания. Используйте вводные конструкции. Объём не меньше 120 слов.
III. СРН (соблюдение речевых навыков)
Выполнить тест.
1. Укажите наречие:
А) рожь Б) пустошь В) настежь Г) съешь.
2. Определите разряд наречий: назло, напоказ, нарочно
А) места Б) времени В) причины Г) цели
3. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.
А) слепой Б) толковый В) местный Г) торопливый
4. В каком ряду все слова пишутся через дефис:
А) (по)лисьи, кто(то), (во)первых;
Б) (по)братски, буд(то), (в)двое;
В) (по)немногу, где(нибудь), (кто)либо;
5. Необходимо указать верный вариант замены прямой речи косвенной:
“Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали!” – сказала Уля.
А) Уля сказала: “Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали
Б) Уля сказала, что как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали!
В) здесь нет верного ответа
Ситуация 1: -Ало, привет, это Витя?
-Нет, это его мама. Витя ещё на тренировке, прийдет позже, что ему передать?
-Я бы хотела узнать расписание учебных занятий.
- Хорошо я передам ему что вы звонили, когда он вернётся
(Смысловая часть в том что нам нужно узнать расписание, Витя не мог взять трубку, ее взяла мама)
Ситуация 2: -Здравствуйте, это деканат? Могу ли я узнать составлено ли расписание и когда начинаются учебные занятия?
- Здравствуйте, конечно, подождите секунду я вам все скажу...
(Вопрос: когда занятия? Есть ли расписание- ответ, да есть и само расписание..., в данном диалоге вопрос-ответ, либо есть, либо нет)
Ситуация 3: - добрый день, я бы хотела узнать когда принимает врач Оспанов А. О.
- добрый, в 16:00
(Вопрос - ответ, в ответе задаются временные рамки)
Карточка №2
Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Скоро однако лес поредел, проглянула свободная даль. (Г. Федосеев)
2. Вся беда однако в том, что охота с гончей на лис не всегда удается. (М. Пришвин)
3. Наконец звезды на востоке стали блекнуть и исчезать. (А. Гончаров)
4. Весь день собирался дождь и наконец к вечеру тучи рассеялись. (М. Пришвин)
5. Скоро однако бабушка сменила гнев на милость. (В. Астафьев)
6. Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека. (Л. Толстой)
7. Итак расставшись на площадке с экономистом буфетчик доьрался до пятого этажа и позвонил в квартиру №50. (М. Булгаков)
8. Наконец дверь уступила чьим-то усилиям раскрылась и в кабинете бесшумно вошел Варенуха. (М. Булгаков)
9. С Швабриным разумеется виделся я каждый день. (А. Пушкин)
10. Однажды я провел таким образом около Олеси целый день. (А.Куприн)
Объяснение:
Может это Если подпишись