Дата Класс 8___ ФИ 1. Прочитайте текст и выполните ряд заданий
Один торговец ежедневно давал своему сыну один аббаси (персидская серебряная монета) и говорил:
— Возьми, сынок, береги и старайся копить деньги.
Сын выбрасывал эти деньги в воду. Отец узнал об этом, но ничего не сказал. Сын ничем не занимался, не работал, ел и пил в доме отца.
Однажды торговец сказал своим родственникам:
— Если мой сын придет к вам и попросит денег, не давайте.
Затем он позвал сына и обратился к нему со словами:
— Иди сам зарабатывай деньги, принесешь — посмотрю, каковы они, заработанные тобой.
Сын пошел к родственникам и стал просить денег, но они ему отказали. Тогда он вынужден был наняться на работу чернорабочим. Весь день сын босыми ногами размешивал известь и, получив один аббаси, принес эти деньги отцу. Отец сказал:
— Ну вот, сынок, теперь иди и брось в воду заработанные тобой деньги.
Сын ответил:
— Отец, как же могу я выбросить их? Разве ты не знаешь, какую муку я принял из-за них? Пальцы на моих ногах до сих пор горят от извести. Нет, я не смогу выбросить их, рука моя не поднимется.
Отец ответил:
— Сколько раз я давал тебе по одному аббаси, а ты уносил его и спокойно бросал в воду. Ты думал, эти деньги доставались мне даром, без труда? То-то, сынок, пока не будешь трудиться, цену труду не будешь знать. (Народная сказка)
1.Основная мысль сказки:
А) Красота человеческой души
Б) Заработанное своим трудом
В) Семейные взаимоотношения 1
2. Соотнесите структурно-композиционные части с содержанием текста:
1) Завязка
2) Развитие действия
3) Кульминация
4) Развязка
А) «Теперь иди и брось в воду заработанные тобой деньги».
Б) Один торговец ежедневно давал своему сыну один аббаси.
В) «То-то, сынок, пока не будешь трудиться, цену труду не будешь знать».
Г) Сын ничем не занимался, не работал, ел и пил в доме отца. 4
3. Найдите 1 верное утверждение, передающее идею сказки:
А) Труд облагораживает человека
Б) Без труда невозможно что-то получить
В) Труд развивает интеллект 1
4. Дайте краткий ответ: (2-3 предложения)
В чем заключалась мудрость отца?
1
5. Составьте цитатный план данного текста.
3
6. Напишите эссе-рассуждение (рассуждение с элементами повествования) объем 120-140 слов на одну из предложенных тем:
1. Герои-космонавты Казахстана
2. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.
1. Громкий звук раздался утром рано.
⇒Звук - что?, подлежащее, выраж. сущ. подчеркиваем сплошной линией;
⇒Раздался - что сделала?сказуемое, глагол., подчеркиваем двумя сплошными,
2. Я в окошко выглянул спросонок.
⇒ я- кто? подлежащее, местоимение, подчеркиваем сплошной линией;
⇒ выглянул - что сделал? сказуемое, глагол, подчеркиваем двумя сплошными.
3. Розовый, весёлый, аккуратный,
На машине ехал поросёнок.
⇒ поросенок - кто?, подлежащее, сущ., подчеркиваем сплошной линией.
⇒ ехал - что делал?, сказуемое, глагол, подчеркиваем двумя сплошными.
Определить роль выделенных слов в предложении следует так:
⇒ в клеточку - какой костюмчик?, определение.
⇒довольно - как вертел?, обстоятельство.
⇒белые - какие перчатки? определение.
⇒на травке - где?, обстоятельство.
⇒на рассвете - когда? обстоятельство.