Деепричастие как особая форма глагола.
Задание №1
Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного.
Образуйте от них деепричастия соответствующего вида. Выделите суффиксы деепричастий.
Воевать, вознестись, возникнуть, вымокнуть, завизжать, запереться, извести, известись, изгонять,
издавать, красться, найти, обвести, обламывать, обрести, околдовывать, отвлечься, отцвести, остричься, ошибиться, препираться, посеять, приберечь, продрогнуть, рассеять, расторгнуть,
сдвигать, сдаться, упереться.
Задание №2
От данных глаголов образуйте деепричастия, использовав, где возможно, суффиксы -А,-Я, -В,
-ВШИ, -ШИ, -УЧИ, -ЮЧИ.
Прочищать, прочистить, обуть, обувать, обессилеть, обессилить, шагать, шагнуть, откликнуться, откликаться, тонуть, танцевать, участвовать, предчувствовать, предупредить, предупреждать, прекратить, прекращать, носить, нести, возить , везти, быть, бывать, написать, завязать, намазать, мурлыкать, кричать, крикнуть, колебать, звучать, сидеть, сесть, выжечь, смять, протереть, бить, стать, брить, ошибиться, реветь, дать, есть.
Задание №3
Выделите деепричастия, указав вид и соотнесённость
во времени действия, выраженного деепричастием, с действием, выраженным глаголом в личной форме.
1.Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
2.Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.
3.Клубятся тучи, млея в блеске алом.
Хотят в росе понежиться поля.
В последний раз за третьим перевалом
Пропал ямщик, звеня и не пыля.
4.Пронеслась роза седая,
Разлетевшись по лазури.
5.Не любивши тебя,
В сёлах слыл молодцом,-
А с тобою, мой друг,
Города нипочём!
На улице вот уже третий день идёт сильный дождь, но нет худа без добра, дождь потушил лесной пожар недалеко от нашей деревни.
2) Вдоль и поперек.
Я исследовал всю лесную поляну вдоль и поперёк.
3) Ни жив, ни мертв.
Когда я встретил в лесу дикого кабана, я был ни жив, ни мертв от страха.
4) Вопрос жизни и смерти.
Я столько сил и времени потратил на обучение, что окончить институт с красным дипломом для меня был вопрос жизни и смерти.
5) Более или менее.
Когда головная боль более или менее утихла, я продолжил делать уроки.
Молодым людям в возрасте 16-25 лет в двух городах и Z предлагали ответить на вопрос:
«Каких учреждений культуры не хватает в вашем городе?»
ответы приведены в таблице.
Город N Город 2
Театры
35 %
14 %
Музей
16 %
12 %
Библиотеки
43 %
2 %
Всего хватает
4%
68 %
Затрудняюсь ответить 2%
4 %
Какой вывод можно сделать на основании социологических данных?
Молодёжь города N предпочитает проводить время в музеях.
В городе 2 библиотеки пользуются большей популярностью, чем в городе N.
В городе Nлюди больше чувствуют нехватку учреждений культуры, чем в городе 2.
Наибольшая часть о в обоих городах затруднилась ответить.