Дидактический материал по теме «Лексика» в 5 классе
Карточка №1
1. Вспомни о прямом и переносном значении слова.
2. Запиши в два столбика словосочетания, имеющие:
1. прямое значение; 2) переносное значение.
Горит костёр, золотые руки, холодный день, горит закат, холодный взгляд, бурное море, высокие горы, золотые украшения, гора урожая, море новостей.
Составь два предложения со словами, имеющими переносное значение.
Карточка №2
1. Какой раздел языка изучает значение слова?
2. Прочитай предложения, найди ошибки в употреблении некоторых слов. Запиши предложения в исправленном виде.
Гул гудел всё громче и громче. Я отступил на два шага вперёд. Поезд приближался ближе. Электричка удаляется от меня вдаль.
Карточка №3
1. Что такое омонимы?
2. Приведите примеры омонимов, составь три предложения со словами-омонимами, чтобы было понятно их лексическое значение.
Карточка №4
1. Что такое синонимы?
2. Выпиши из предложений слова-синонимы, приведи их лексическое значение. Составь с этими словами словосочетания.
Босоногие мальчишки осторожно ступают по свежескошенной траве. По главной улице шествуют колонны демонстрантов. Я медленно брёл по ночным улицам. Вдоль реки бодро шагают туристы. Коля, иди к доске!
Карточка №5
1. Что такое антонимы?
2. Спиши пословицы, дополни их словами, противоположными по смыслу.
Ласточка день начинает, а соловей … . Смелый наступает, а трус … . Дождик вымочит, а солнышко … . Мир строит, а война … . От радости смеются, от горя …
Вот
Объяснение:
Наша земля — уникальная планета во вселенной, единственный наш дом. Без животных и птиц она ничем бы не отличалась от Марса или Венеры , была бы пустая и безжизненная . Ведь именно эти животные и делают её самой уникальной и неповторимой . Каждый человек должен заботиться об окружающей среде и не надеяться на другого. Это, как помыть за собой посуду, должно войти в привычку . Экология Земли с каждым днем страдает сильнее и сильнее. Строятся новые заводы, появляется все больше автомобилей на дорогах, запускаются ракеты и спутники. Это приводит к загрязнению воздуха, глобальному потеплению, таянию ледников, появляются озоновые дыры. Вымирают целые виды животных из-за вырубки лесов, многие водные млекопитающие и рыбы давно находятся под угрозой исчезновения из-за загрязнения водоемов, ведь многие автолюбители экономят на автомойках и моют своих железных коней в природных источниках, используя бытовую химию. С такими проблемами борются организации как "Юнеско " Если каждый заглянет в себя и вспомнит, сколько вреда он причинил природе, а после этого постарается быть мудрее и заботливее, то наша «Голубая планета» просуществует на сотни лет дольше, вместе с нашими правнуками и их потомками.
Здравствуй.
У упражнения есть еще вторая часть, поэтому даю ответ на всё упражнение как по книге.
Действие первое: изучите сложные предложения.
1) Не успело солнце пригреть землю - загудело всё небо.
2) Маршал нахмурился, взглянул на поленья и заметил: звенит не огонь, а шпора на его ботфорте.
3) Сегодня с утра начало всё сбываться: ночь простояла без мороза, небо всё ровно серое, дали сизые.
4) Андрей понимал, что генералом ему не быть никогда - талантов нет.
5) На рассвете дня и на рассвете года всё равно: опушка леса является убежищем жизни.
Действие второе.
А) Андрей понимал, что генералом ему не быть никогда - талантов нет.
Б) Сегодня с утра начало всё сбываться: ночь простояла без мороза, небо всё ровно серое, дали сизые.
В) На рассвете дня и на рассвете года всё равно: опушка леса является убежищем жизни.
Г) Не успело солнце пригреть землю - загудело всё небо.
Д) Маршал нахмурился, взглянул на поленья и заметил: звенит не огонь, а шпора на его ботфорте.
Успехов в учебе!
Объяснение: