Доброе утро! Сегодня на уроке, мы вспомним, что такое фразеологизмы,
научимся определять их значение и находить фразеологизмы в тексте.
Продолжим готовиться к экзамену, выполняя различную работу с текстом.
Слово «добро» в русском языке всегда связано с чем-то хорошим, позитивным,
приятным и благожелательным для человека.
И фразеологизмы со словом «добро» охотно используются людьми в
разговорной речи.
Давайте вспомним, что такое фразеологизм?
Фразеологизм- это устойчивое сочетание слов в словосочетании. Записать
Задание 1. Закончите фразеологизм:
1.О добром, отзывчивом человеке говорят: « У него доброе….
2.Это устойчивое сочетание используется в качестве приветствия. Дословно же
означает одобрение прихода гостей: «Добро…. »
3.О положении дел, когда все должно оставаться по-прежнему, когда нет
смысла менять существующее положение вещей, говорят.. от добра добра……
4.Разрешить что-то делать, одобрить какое-либо начинание, значит…
дать …..
5.Так отзываются о хорошем молодом человеке…
добрый ……
6.Об успешном, хорошем начале какого-либо дела говорят…
доброе …..
7.Если человек очень-очень добрый, то можно услышать, что он… добрейшей
души….
8. Ну а если совершается какое-то действие, которое может привести к плохим
последствиям, никому не секрет, что это… добром не…...
А знаете ли вы, ЧТО у каждого человека есть особо благоприятные моменты
времени, когда все дела выполняются успешно? Именно такие моменты
получили название доброго часа. Поэтому я желаю ВСЕМ успехов и
говорю: «В добрый час!»
Задание 2:Объясните фразеологизмы.
1.Сесть в калошу.
2.Совать нос.
3.Сматывать удочки
4.Как снег на голову.
5.В час по чайной ложке.
6. Кот наплакал.
7.Путаться под ногами.
Задание 3.
1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте
недостающие знаки препинания.
2. Выделите грамматическую основу 2-го предложения.
3. Определите количество грамматических основ 1-го предложения
4. Выпишите слово, правописание приставки которого определяется правилом:
«неполнота действия»
5. Запишите номер предложения, в котором есть вводное слово.
6. Замените слово «косой» в 5 предложении нейтральным синонимом.
7. Замените словосочетание «ноябрьским утром», созданное на основе согласования,
словосочетанием со связью «управление».
1)Кто не/боит…ся дождя и холода пусть идет в лес ноябр…ским утром. 2) Много
не/без…нтересных встреч… ож…дает его в пр…тихш…м но по/прежнему живом
лесу.
3)В/начале зимы без особого труда вы от…щ…те зайчишку. 4) Белая шубка зайца
пр…дательски выделяет…ся на бурой земле не/покрытой снегом. 5) Не/во/время
без сомнения пр…нарядился косой!
Задание 4. Прочитайте предложение, в котором пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СПП.
И вот сейчас, (1) когда я думаю о сказках Чуковского, (2) я вспоминаю военный
госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, (3) палату, (4) залитую
снежным зимним солнцем, (5) и светленького, (6) с грудью
паренька, (7) который, (8) сдерживая стон, (9) тоскливо глядя на белую
госпитальную дверь, (10) спрашивал по утрам хрипло…
Задание 5. Укажите количество грамматических основ.
1. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал
из газеты кораблик с парусом.
2. Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.
3. Поди взгляни еще раз на розы, а когда вернешься, чтобы со мной, я
открою тебе один секрет.
4. Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и
слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.
5. Она отругает своего повзрослевшего ребенка, а потом порадуется за него и
обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с ее всегда
маленьким родным человечком.
ответ:
Задание 6. Обозначьте грамматическую основу предложений.
1. Солнце не успело подняться высоко, но уже слало вниз приветливые лучи.
2. Хоббитские легенды о них были еще пострашнее, чем россказни о Лесе.
3. Разлившийся ручей уверенно забурлил и потоком хлынул под откос.
4. Фродо тяжко клевал носом.
5. Его необъятный корявый ствол был иссечен черными трещинами, тихо
скрипевшими под перешептывание вялой листвы.
Мери с Пином еле-еле дотащились до могучего ствола.
Подведение итогов.
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на сегодняшнем
занятии:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами