Докажи, что данные предложения — с последовательным подчинением. Пример:
«Бывают случаи, когда мирно стоящая на полке книга теряет своё обаяние, так как сливается с другими книгами, ей подобными».
[Бывают случаи], (Какие?) (когда мирно стоящая на полке книга теряет своё обаяние), (По какой причине?), (так как сливается с другими книгами, ей подобными).
Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели бушующие потоки.
[ ], ? ( ), ? ( ).
Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка.
[ ], ? ( ), ? ( ).
[ Вода обрушилась так страшно ] , ( что явилось следствием? ) ( что, ( когда? ) ( когда солдаты бежали внизу ) , им вдогонку уже летели бушующие потоки ) .
Здесь при последовательном подчинении одно придаточное обстоятельственное времени ( когда солдаты бежали внизу ) оказывается внутри другого придаточного обстоятельственного следствия ( что им вдогонку уже летели бушующие потоки ).
В этом случае рядом оказываются два подчинительных союза ЧТО и КОГДА.
Вопросы задаются так:
Вода обрушилась ТАК (указательное слово) страшно, (что явилось следствием?) ЧТО им вдогонку уже летели бушующие потоки, (когда?) КОГДА солдаты бежали внизу.
[ Вода обрушилась ] , ( что , ( когда солдаты бежали ) , летели потоки ) .
Внутри скобок грамматические основы
[ Я слышал ] , ( о чём? ) ( как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то ) , ( за что? ) ( что у того отвалилась ручка ) .
Здесь придаточные изъяснительные, в 1 придаточном указательное слово ТО
[ Я слышал ] , ( как Гайдар чистил и ругал ) , ( что отвалилась ручка ) .