Домашнее задание Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.
4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).
5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, парал-лельное, последовательное).
Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
1)
, (почему летний тёплый воздух недвижим ), (почему природа настороже ) (А. Чехов).
, (почему…), (почему…).
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, присоединяется союзным словом на котором); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему)).
2)
, (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).
, (что …., (что…), а то), (что…).
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).
1)Василий ускорил свой шаг, для того чтобы не опоздать в школу.
2)Я проснулся раньше, для того чтобы быстрее приступить к урокам.
3)Дмитрий успел сделать всю работу, до того как я вернулся домой.
4)Отчет был готов, до того как я вернулся на своё рабочее место.
5)Я опоздал в школу, из-за того что поздно проснулся.
6)Я делал всю работу по дому, из-за того что мой брат уехал к тёте.
7)Я спешил в магазин, ради того чтобы закупить провиант на 3 дня.
8)В знак того что я был на своей позиции, я поднял руку.
9)Для того чтобы успеть сделать все уроки, я сократил время своего отдыха.
10)я продолжал идти, несмотря на то что я сильно устал.
Выбирай)
1. В этот день мне немного нездоровилось, и я не стал дожидаться ужина и лёг спать.
2. Солнце зашло за горы, но было ещё светло.
3. Красивая роза лежала на столе, и солнце освещало комнату.
4. Он шел с косой, а она – с граблями.
5. Я забыла сделать домашнее задание, зато успела списать контрольную.
6. Мама посадила тюльпаны, а бабушка георгины.
7. Коля так и не сходил в кино, однако успел погулять с друзьями.
8. Ты можешь либо проиграть, либо победить.
9. Вика разрисовала стены, однако наказали меня.
10. Нужно вовремя выполнять обещания, или не давать их.