Е 221. 1. Прочитайте поэтические строки И. А. Бувива. Самите восьмое и девятое предложения о каких временах тада говорится в этих строфах? Обоснуйте свою точку зрения 5) И закат далёкий долго-долго светит над стемневшим морем зреющих хлебов
Повторение: 1. Из каких частей состоит рассуждение-доказательство. 2. Каковы составные элементы главной части в рассуждении типа доказательства. 3. Каков порядок работы над рассуждением-доказательством. Теоретическая часть урока. Сочинение-рассуждение можно построить не только в виде доказательства, но и в виде опровержения тезиса, который воспринимается пишущим как ложный. Главная часть в сочинении-опровержении состоит из тезиса опровержения и аргументов опровержения. Тезис опровержения - это мысль «противника», которую надо опровергнуть. Аргументы опровержения- это тс суждения, с которых опровергается мысль «противника».Основные опровержения:1) можно опровергать только тезис «противника», или только аргументы, или и тезис и аргументы;2) чтобы опровергнуть тезис, необходимо установить либо ложность следствий, которые из него вытекают, либо выдвинуть противоположную тезису мысль, обосновать ее и сделать вывод о ложности мысли «противника»; 3) чтобы опровергнуть аргументы «противника», устанавливают ложность или недоказанность его аргументов или находят ошибки в форме доказательства.Порядок работы над рассуждением-опровержением тот же, что и над рассуждением-доказательством: обдумывание темы, разработка плана, текстуальное оформление сочинения.Практическая часть урока. I. В одной из дневниковых записей Печорина есть такое утверждение: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается». Верна ли мысль Печорина о сущности дружбы? Обосновывает ли Печорин свою мысль? Как можно опровергнуть утверждение Печорина?Попытаемся опровергнуть тезис Печорина, выдвинув мысль, противоположную той, которую он высказал. Сформулируем тему рассуждения: Печорин о дружбе. Определим объем темы: дневниковая запись Печорина от 13 мая; известные нам факты из жизни и литературы.Основной вопрос темы: Верно ли утверждение Печорина, что «из двух друзей всегда один раб другого»? Прямой ответ на вопрос темы: Неверно. Основной тезис: Печорин не прав, утверждая, что «из двух друзей всегда один раб другого». Выдвинем мысль, противоположную утверждению Печорина: Если дружба основана на взаимном уважении и общих интересах, то друзья равноправны. Подберем аргументы для обоснования выдвинутого нами антитезиса… [Дальше каждый работает самостоятельно.2. Возьмем еще одно утверждение Печорина: счастье - это «насыщенная гордость». Эту мысль Печорина можно опровергнуть по-другому: раскрыть ложность следствия, которое вытекает из этого утверждения. Если счастье - это «насыщенная гордость», то самым счастливым должен быть тот, кто живет для того только, чтобы насытить свою гордость. Но этот вывод оказывается неверным. Доказательство - факты из жизни самого Печорина, который все силы потратил на то, чтобы насытить свою гордость, удовлетворить свое честолюбие, но счастья не обрел, о чем говорит его последняя дневниковая запись.Разработайте самостоятельно план рассуждения-опровержения, сформулировав тезис так: Печорин не прав, утверждая, что счастье - это «насыщенная гордость». Напишите сочинение, в котором опровергните один из предложенных тезисов.ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ1. Чем дорог М. Ю. Лермонтов моею поколению.2. «Люблю отчизну я…» (Лермонтов).3. «Я каждый день бессмертным сделать бы желал…» (Лермонтов
Впереди что-то смутно чернеет среди бегущего тумана.Я пробираюсь по ним, с одного камня на другой, лошадь, срываясь и лязгая подковами по мокрым голышам, с трудом влезает за мною. И вдруг я замечаю, что дорога снова начинает медлен- но подниматься в гору! Тогда я останавливаюсь, и меня охватывает отчаяние. Я весь дрожу от напряжения и усталости, одежда моя вся промокла от снега, а ветер так и пронизывает ее насквозь.И я с ужасом озираюсь. — Боже мой! Неужели я заблудился? Ключевые слова я выделила так. Тип речи повествование .Ключевые слова - это глаголы,деепричастия и эмоционально - окрашенные существительные ,они передают смену событий и настроение героя - рассказчика . ПРО -БИР -А -Ю-СЬ( прист ,корень ,суфф ,окончание ,суффикс ) С-РЫВ-А -Я-СЬ( прист ,корень ,суфф ,суфф ,суфф ).
Ключевые слова я выделила так.
Тип речи повествование .Ключевые слова - это глаголы,деепричастия и эмоционально - окрашенные существительные ,они передают смену событий и настроение героя - рассказчика .
ПРО -БИР -А -Ю-СЬ( прист ,корень ,суфф ,окончание ,суффикс )
С-РЫВ-А -Я-СЬ( прист ,корень ,суфф ,суфф ,суфф ).