ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
(1)«Почему бы не издать полное собрание трудов Шкловского? (2)Сам он — живой музей...» — я не успел ответить на это письмо из Ташкента.
(3)Шкловский лежал на чёрно-красном постаменте, как золотое яйцо улетевшей Мысли.
(4)Горло свело от горя вглядывались в девшее лицо и белый пушок, приставший к тонким губам, — но это были уже случайные черты. (6)Пытавшиеся поцеловать его становились на цыпочки, но не могли дотянуться до лба, вознесённого слишком высоко на ритуальном подиуме.
(7)Многие пришли проводить его. (8)Уход его, великого мыслителя, могучего читателя, подвижника духа под стать веку, совпал со сборами в дорогу нашего столетия, вступавшего в пору своего декабря. (9)15 лет, оставшиеся до финального свистка века, самого мощного по достижениям и чудовищности, заставляют взглянуть на события серьёзнее.
(10)Провожали последнего из исчезающего вида «мамонтов культуры» — какими были и Эйзенштейн, и Тынянов.
(11)Тревога за уходящую культуру — главная нота писем, пришедших после опубликований «Прорабов духа». (12)Странное дело... (13)Месяцы , успела выйти книга под тем же названием, но почта продолжает идти. (14)Редакция газеты попросила меня высказаться по этому поводу.
(15)Радостно, что идея подвижников духа, обеспокоенность культурой взволновала столько сердец. (16)Пишут на редакцию, на Союз писателей, домой, называют имена своих бессребреников, «прорабов духа» и «прорабов Нюха», указывают аварийные точки и пути исправления - значит, это совпало с их собственными мыслями, с активным началом в них, значит, они разделяют мысль о заповедности культуры, о том, что культура в опасности.
(17)В опасности не только внешняя среда, вековые леса и реки — экологическое угасание внутренней духовной среды куда опаснее, чем внешней. (18)При крахе первой погибнет вторая.
(19)Мы измеряем счётчиком Гейгера степень радиации, определяем загрязнение среды и обмеление озёр, но чем измерить духовное обмеление, когда о Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокассет при почти поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»?!
(20)Синие и белые ласточки писем, стремительные защитницы среды, обеспокоены оскудением культуры, в них страсть, тоска по истинным ценностям, за каждой строкой стоит судьба, из этих многих сотен пришедших писем складывается особый новый характер — «фанат культуры», некий транзистор идеи, проводник духа. (21)Это некий «меценат снизу», личность бескорыстная и героичная, порой неудобная для окружающих.
(А. Вознесенский, 1985)
Примеров-множество. Взять, например, ювелиров. Для большей наглядности-ювелиров веков: без современных инструментов они создавали поистине шедевры ювелирного мастерства, которые и ныне составляют национальное достояние страны, в которой находятся.
А архитекторы, зодчие, нынешние или столетий? Сколько архитектурных памятников на их счету, тех, которые вписаны в современные архитектурные проекты и считаются национальной гордостью?
Давайте взглянем на работу заслуженных артистов кино, театра-разве не их мастерство оставляет в наших душах то самое-доброе, ценное, вечное? Это ли не примеры профессионализма как мастерства?
Мы тоже писали контрольную работу по алгебре. В продолжение всего дня небо так же хмурилось, как и накануне. Мы также отправились домой. Знать и уметь — не одно и то же. Выйдя на палубу, она невольно села на то же самое место, где сидела раньше. Чтение как-то тоже не шло на ум. Природе надо, чтобы ее любили. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле во многих местах намело большие сугробы. У нас с вами замечательный начальник штаба, только слишком часто думает о том, что бы такое особенное придумать, чтобы стать настоящим героем. Трудно даже представить, что бы со мной случилось, если бы пароход опоздал. Я люблю тебя за то, что ты всегда все умеешь объяснить. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.