Вот Картина Ивана Фирсова "Юный живописец" принадлежит к числу самых ранних, но уже совершенных образцов русского бытового жанра. Сюжет этой картины незамысловат. В просторной, залитой ровным светом мастерской сидит перед мольбертом мальчик-художник и с увлечением пишет портрет девочки. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. У ног художника стоит раскрытый ящик с красками, на столе — обычный реквизит живописной мастерской: мраморный бюст, несколько книг, манекен из папьемаше, изображающий человеческую фигуру. Сценка, написанная Фирсовым, кажется выхваченной из жизни. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений. С меткой наблюдательностью, свойственной подлинному реалисту, изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца. Правдивая верность характеров и создает то чувство поэтического очарования, которым проникнута вся картина. По уровню художественного мастерства картина Фирсова принадлежит к числу самых совершенных произведений русской живописи XVIII века. Вполне очевидно, что Фирсов — первоклассный художник, безупречно владеющий средствами живописного выражения. Его рисунок отличается свободой и точностью; пространство, в котором развертывается сцена, построено с безукоризненным умением, в композиции не чувствуется никакой нарочитой схемы, она естественна и вместе с тем ритмична. Особенной поэтической выразительностью наделен колорит картины, с его розово-серой, серебристой гаммой, так хорошо передающей душевную атмосферу героев Фирсова. По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме "Юный живописец" не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия. Развитие жанровой живописи в XVIII веке шло замедленным темпом. Она почти не имела спроса среди заказчиков и не пользовалась покровительством Академии художеств. Среди русских художников были специалисты по портрету, по исторической живописи, были декораторы и к концу столетия появились пейзажисты, но не было ни одного мастера, который целиком посвятил бы себя бытовому жанру.
В коротенький список русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входят, кроме Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами "Крестьянский обед" и "Празднество свадебного договора" и исторический живописец И. Ерменев, автор удивительной по силе акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян. Фирсов со своим "Юным живописцем" занимает хронологически первое место в этом списке. О судьбе и дальнейшем творчестве художника до нас не дошло почти никаких сведений. Имя этого мастера появилось в истории русского искусства и заняло в ней почетное место, в сущности, совсем недавно. В XIX веке "Юный живописец" числился работой А. Лосенко и даже имел его поддельную подпись "A. Losenko 1756". Правда, уже в начале XX века специалистам-искусствоведам было вполне ясно, что картина не имеет ничего общего с творчеством Лосенко. Но ее авторство оставалось гадательным. Высказывались разнообразные предположения, клонившиеся к тому, что автора этой картины следует искать среди западноевропейских мастеров. Было даже названо имя известного немецкого гравера и живописца Д. Ходовецкого. Но в 1913 году по инициативе И. Грабаря подпись Лосенко была удалена и под ней обнаружилась подлинная, написанная по-французски "I. Firsove". Архивные документы свидетельствуют, что русский художник Иван Фирсов, декоратор императорских театров, жил и работал в Париже в середине 1760-х годов. Можно предполагать, что и "Юный живописец" был написан в Париже: на это указывает, в частности, нерусский облик персонажей картины.
1. Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича – то есть, от первого. Главный герой рассказывает о студенческих временах и о том, как в то время было принято развлекаться: «в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились». В юности он был красив и прекрасно танцевал.
2. Иван Васильевич описывает Вареньку как «замечательную красавицу»: высокую, стройную, статную, прекрасно и со вкусом одетую. Он видел в ней что-то «царственное, величавое», и говорил, что все на балу, как мужчины, так и женщины, смотрели только на ее красоту.
3. Бал был чудесным: играла музыка, рекой лилось шампанское, добродушная хозяйка встречала гостей. Праздновали окончание Масленицы. Главным чудом на балу для главного героя стала Варенька – дочь хозяев. Почти все время он танцевал только с ней и был «пьян любовью».
4. Об отце Вареньки герой говорит так: «красивый, статный, высокий и свежий старик». Это был человек прекрасно сложенный и сильный.
Николаевским служакой в те времена называли образцовых военных: Варенькин отец был как раз из таких. Об этом говорит его выправка, статность, аккуратность формы и его сапоги – «старинные, с четвероугольными носками и без каблуков», сделанные, очевидно, батальонным сапожником.
5. Герой покидает бал с ощущением безграничного счастья и влюбленности. От переполняющих его эмоций он не может уснуть и выходит на прогулку. На одном из полей он застает жестокое наказание татарина – солдата, пытавшегося сбежать - и видит, что командует избиением отец Вареньки. Он почувствовал «физическую, доходившую до тошноты, тоску» и в то утро он «напился пьян». Любви к Вареньке он больше не чувствовал.
Картина Ивана Фирсова "Юный живописец" принадлежит к числу самых ранних, но уже совершенных образцов русского бытового жанра.
Сюжет этой картины незамысловат. В просторной, залитой ровным светом мастерской сидит перед мольбертом мальчик-художник и с увлечением пишет портрет девочки. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. У ног художника стоит раскрытый ящик с красками, на столе — обычный реквизит живописной мастерской: мраморный бюст, несколько книг, манекен из папьемаше, изображающий человеческую фигуру.
Сценка, написанная Фирсовым, кажется выхваченной из жизни. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений.
С меткой наблюдательностью, свойственной подлинному реалисту, изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца. Правдивая верность характеров и создает то чувство поэтического очарования, которым проникнута вся картина.
По уровню художественного мастерства картина Фирсова принадлежит к числу самых совершенных произведений русской живописи XVIII века. Вполне очевидно, что Фирсов — первоклассный художник, безупречно владеющий средствами живописного выражения. Его рисунок отличается свободой и точностью; пространство, в котором развертывается сцена, построено с безукоризненным умением, в композиции не чувствуется никакой нарочитой схемы, она естественна и вместе с тем ритмична. Особенной поэтической выразительностью наделен колорит картины, с его розово-серой, серебристой гаммой, так хорошо передающей душевную атмосферу героев Фирсова.
По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме "Юный живописец" не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия.
Развитие жанровой живописи в XVIII веке шло замедленным темпом. Она почти не имела спроса среди заказчиков и не пользовалась покровительством Академии художеств. Среди русских художников были специалисты по портрету, по исторической живописи, были декораторы и к концу столетия появились пейзажисты, но не было ни одного мастера, который целиком посвятил бы себя бытовому жанру.
В коротенький список русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входят, кроме Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами "Крестьянский обед" и "Празднество свадебного договора" и исторический живописец И. Ерменев, автор удивительной по силе акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян.
Фирсов со своим "Юным живописцем" занимает хронологически первое место в этом списке. О судьбе и дальнейшем творчестве художника до нас не дошло почти никаких сведений. Имя этого мастера появилось в истории русского искусства и заняло в ней почетное место, в сущности, совсем недавно.
В XIX веке "Юный живописец" числился работой А. Лосенко и даже имел его поддельную подпись "A. Losenko 1756". Правда, уже в начале XX века специалистам-искусствоведам было вполне ясно, что картина не имеет ничего общего с творчеством Лосенко. Но ее авторство оставалось гадательным. Высказывались разнообразные предположения, клонившиеся к тому, что автора этой картины следует искать среди западноевропейских мастеров. Было даже названо имя известного немецкого гравера и живописца Д. Ходовецкого. Но в 1913 году по инициативе И. Грабаря подпись Лосенко была удалена и под ней обнаружилась подлинная, написанная по-французски "I. Firsove".
Архивные документы свидетельствуют, что русский художник Иван Фирсов, декоратор императорских театров, жил и работал в Париже в середине 1760-х годов. Можно предполагать, что и "Юный живописец" был написан в Париже: на это указывает, в частности, нерусский облик персонажей картины.
1. Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича – то есть, от первого. Главный герой рассказывает о студенческих временах и о том, как в то время было принято развлекаться: «в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились». В юности он был красив и прекрасно танцевал.
2. Иван Васильевич описывает Вареньку как «замечательную красавицу»: высокую, стройную, статную, прекрасно и со вкусом одетую. Он видел в ней что-то «царственное, величавое», и говорил, что все на балу, как мужчины, так и женщины, смотрели только на ее красоту.
3. Бал был чудесным: играла музыка, рекой лилось шампанское, добродушная хозяйка встречала гостей. Праздновали окончание Масленицы. Главным чудом на балу для главного героя стала Варенька – дочь хозяев. Почти все время он танцевал только с ней и был «пьян любовью».
4. Об отце Вареньки герой говорит так: «красивый, статный, высокий и свежий старик». Это был человек прекрасно сложенный и сильный.
Николаевским служакой в те времена называли образцовых военных: Варенькин отец был как раз из таких. Об этом говорит его выправка, статность, аккуратность формы и его сапоги – «старинные, с четвероугольными носками и без каблуков», сделанные, очевидно, батальонным сапожником.
5. Герой покидает бал с ощущением безграничного счастья и влюбленности. От переполняющих его эмоций он не может уснуть и выходит на прогулку. На одном из полей он застает жестокое наказание татарина – солдата, пытавшегося сбежать - и видит, что командует избиением отец Вареньки. Он почувствовал «физическую, доходившую до тошноты, тоску» и в то утро он «напился пьян». Любви к Вареньке он больше не чувствовал.
Объяснение: