Если рыба-брызгун содержится в аквариуме она охотно брызжет водой на подошедших к ней людей. 1. Подчеркните слова с приставками первой группы. 2. Составьте схему предложения.
Определите какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений.
Однородные члены выделены. В скобках указано, как нужно подчёркивать.
1) Внизу мерно и широко шумел прибой ( однородные обстоятельства: _._._._._ ).
2) То солнце спрячется, то светит слишком ярко (однородные сказуемые: = ).
3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (однородные сказуемые: = ; однородные обстоятельства: _._._._._ )
СХЕМА: [ _._._._ _ _ _ _ = _._._._._ и _._._._._ и = ]
4) Поворчал он, да не посмел ослушаться (однородные сказуемые: =)
5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (однородные сказуемые: = )
7) Они медленно мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (однородные сказуемые: = ; однородные обстоятельства: _._._._._ )
8) Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (однородные сказуемые: = ; однородные обстоятельства: _._._._._ ).
[ _._._._ = — _._._._._ , _._._._._ и _._._._._ и = _._._._ _ _ _ ~~~ , зато = _ _ _ ]
Упражнение 2. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.
СКВОРЕЦ
Земля обсохла, душистые березовые почки распустились.
Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. (однородные сказуемые: = )
Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! (однородные дополнения: _ _ _ _ )
Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. ( однородные обстоятельства: _._._._._ )
Его корм всюду: на земле и в земле. ( однородные обстоятельства: _._._._._ ).
Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? (однородные дополнения: _ _ _ _ )
В триста раз больше собственного веса!
Интересно глядеть когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится да своей добычей. ( однородные обстоятельства: _._._._._ )
Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа (однородные сказуемые: = )
Найдите в тексте слова со связанным корнем, назовите этот корень.
Связанный корень – это корень, который не употребляется без сочетания со словообразовательными суффиксами и приставками. Примеры: при-бав-ить, об-у-ть, с-ня-ть, отнять — отнимать, поднять — поднимать, снять — снимать, принять — принимать.
Слова со связанным корнем выделены в тексте.
На следующее утро Знайка разбудил своих друзей пораньше. Все проснулись и стали готовиться в путь. Винтик и Шпунтик надели свои кожаные куртки. Охотник Пулька обулся в свои любимые кожаные сапоги. Голенища этих сапог были выше колен и застегивались сверху на пряжки. Такие сапоги были очень удобны для путешествия. Торопыжка надел свой костюм-"молнию". Об этом костюме следует рассказать подробно. Торопыжка, который всегда торопился и не любил тратить время попусту, придумал для себя специальный костюм, в котором не было ни одной пуговицы. Известно, что при одевании и раздевании больше всего времени тратится на застегивание и расстегивание пуговиц. В костюме Торопыжки не было отдельных рубашки и брюк: они были соединены в одно целое на манер комбинезона. Этот комбинезон застегивался сверху на одну кнопку, которая была на затылке. Стоило отстегнуть эту кнопку, и весь костюм каким-то непостижимым образом сваливался с плеч и молниеносно падал к ногам.
В словах надели, надел, одевании, раздевании связанный корень -ДЕ-.
Определите какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений.
Однородные члены выделены. В скобках указано, как нужно подчёркивать.
1) Внизу мерно и широко шумел прибой ( однородные обстоятельства: _._._._._ ).
2) То солнце спрячется, то светит слишком ярко (однородные сказуемые: = ).
3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (однородные сказуемые: = ; однородные обстоятельства: _._._._._ )
СХЕМА: [ _._._._ _ _ _ _ = _._._._._ и _._._._._ и = ]
4) Поворчал он, да не посмел ослушаться (однородные сказуемые: =)
5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (однородные сказуемые: = )
7) Они медленно мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (однородные сказуемые: = ; однородные обстоятельства: _._._._._ )
СХЕМА:
[ — _._._._ = ~~~ ~~~ _._._._._ , _._._._._ и _._._._._ , = _._._._ ~~~ и = _ _ _ ~~~ ]
8) Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (однородные сказуемые: = ; однородные обстоятельства: _._._._._ ).
[ _._._._ = — _._._._._ , _._._._._ и _._._._._ и = _._._._ _ _ _ ~~~ , зато = _ _ _ ]
Упражнение 2. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.
СКВОРЕЦ
Земля обсохла, душистые березовые почки распустились.
Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. (однородные сказуемые: = )
Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! (однородные дополнения: _ _ _ _ )
Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. ( однородные обстоятельства: _._._._._ )
Его корм всюду: на земле и в земле. ( однородные обстоятельства: _._._._._ ).
Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? (однородные дополнения: _ _ _ _ )
В триста раз больше собственного веса!
Интересно глядеть когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится да своей добычей. ( однородные обстоятельства: _._._._._ )
Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа (однородные сказуемые: = )
Найдите в тексте слова со связанным корнем, назовите этот корень.
Связанный корень – это корень, который не употребляется без сочетания со словообразовательными суффиксами и приставками. Примеры: при-бав-ить, об-у-ть, с-ня-ть, отнять — отнимать, поднять — поднимать, снять — снимать, принять — принимать.
Слова со связанным корнем выделены в тексте.
На следующее утро Знайка разбудил своих друзей пораньше. Все проснулись и стали готовиться в путь. Винтик и Шпунтик надели свои кожаные куртки. Охотник Пулька обулся в свои любимые кожаные сапоги. Голенища этих сапог были выше колен и застегивались сверху на пряжки. Такие сапоги были очень удобны для путешествия. Торопыжка надел свой костюм-"молнию". Об этом костюме следует рассказать подробно. Торопыжка, который всегда торопился и не любил тратить время попусту, придумал для себя специальный костюм, в котором не было ни одной пуговицы. Известно, что при одевании и раздевании больше всего времени тратится на застегивание и расстегивание пуговиц. В костюме Торопыжки не было отдельных рубашки и брюк: они были соединены в одно целое на манер комбинезона. Этот комбинезон застегивался сверху на одну кнопку, которая была на затылке. Стоило отстегнуть эту кнопку, и весь костюм каким-то непостижимым образом сваливался с плеч и молниеносно падал к ногам.
В словах надели, надел, одевании, раздевании связанный корень -ДЕ-.