Фет мог бы вслед за толстым сказать (он это и сказал своими стихами), что природа дает человеку «высшее наслаждение жизни».
пристально смотрит фет на каждую былинку, каждый листок, каждого воробья, который, «в песке купаяся, трепещет», каждый природа проходит через влюбленное и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.
в строках фетовской лирики чудодейственно зримо встает пейзаж средней полосы россии. и одной этой было бы достаточно, чтобы имя фета вошло в нашей лирики. но фет ставил более грандиозную: за полем в прямом смысле слова читатель должен был увидеть поле души человеческой. ради этого фет и растирал краски на своей палитре, ради этого присматривался, и прислушивался, и приникал к деревьям и травам, к кустам и рекам. поэт не только выражает природу, но и сама природа выражает себя в поэте. фет позволяет себе говорить за безмолвствующую природу, от ее имени, взамен ее. поэт и природа выступают как равновеликие
ночь и я, мы оба дышим.
здесь ночь и воспринимающий ее человек на равных правах, едины.
поэт, говоря от первого лица, уступает эту возможность и своему читателю. с полсотни — не меньше! — стихотворений фет начинает с « а сколько раз «я» спрятано в глубину
но, ощущая, чувствуя поэта, повторяя за ним его «я», его признания, его обращения, мы тем самым делаем их своими. они становятся неотъемлемой частью нашего душевного мира и таким образом деятельно участвуют в нашей жизни.
(л. озеров.)
1. определите эмоциональное и смысловое содержание текста.
2. определите стиль текста. докажите свое мнение.
3. какие слова употребляются в тексте в переносном значении?
4. в каких значениях употребляется слово поле (третий абзац)?
5. докажите, что это текст. какие средства связи между предложениями используются в тексте?
6. какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
Комплексный анализ рассказа В.Астафьева «Приветное слово»
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
Иду. Кашляю… Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные и щепотками зелёных почек осенённые. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.
Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.
- Дляствуй, дядя! – сияя чёрнущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.
«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
Мать в синем плащике, наглухо застёгнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
- Ей пока ещё все люди – братья!
Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче.
Жирным шрифтом выделено подлежащее (подчеркиваем одной линией), подчеркнутым курсивом - сказуемое (подчеркиваем двумя линиями)
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, бес растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.