Глазами ребёнка Давным-давно в одной восточной стране жила обычная, на первый взгляд, семья. Она было небольшая: мать, отец, маленький сын и дедушка. Дедушка был очень старенький и доставлял всем много хлопот всей семье. Куда больше хлопот, чем ребёнок.
Старенький дедушка то опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там всё потопчут. То чуть дом не подожжёт, стараясь развести огонь в очаге. И вот однажды жена говорит мужу: «Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает.
Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там».
Муж уже собрался идти за корзиной, как услышал слова любимого сына: «Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!». «Зачем?» - удивился отец. «А когда вы с мамой состаритесь, она понадобится мне, чтобы отнести вас в лес», - ответил сын.
- Определите ключевые слова и словосочетания текста (не менее 5).
- Используя ключевые слова и словосочетания, сформулируйте основную мысль.
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего»-так высказался руский лингвист А.А.Потебни.
Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так: если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях, существующие только в мысли говорящего .
Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.
А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.
Таким образом, условное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.