Грамотность на руси
(1) теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия киевская русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. (2) введение христианства и приобщение ее к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. (3) это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и распространению письменности еще на заре ее цивилизации.
(4) не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. (5) ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. (6) это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчесывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.
(7) наука недаром придает огромное значение изучению старинных предметов. (8) без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания ученых, приоткрыв картины живой древности. (9) в небезызвестных раскопках под новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. (10) это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория книги.
(по и. голуб. )
i вариант
1)в одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
2)среди предложений 5? 6 найдите предложение с вводным словом. укажите его номер.
3)среди предложений 4? 6 найдите сложносочиненное предложение. укажите его номер.
4)из предложения 4 выпишите все предлоги.
5)из предложений 1 – 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
6)из предложений 4? 6 выпишите обособленное определение.
7)укажите образования слова недаром (предложение 7).
8)выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе примыкания.
9)выпишите грамматические основы предложения 8.
Управление : выползает ( из чего?, глав.) из леса, виснет ( глав., над чем ? ) над сугробами, скрипит ( гл.. под чем? ) под ногами, сторожка ( гл., кого ? ) лесника, намели ( глав., что? ) сугробы, сугробы ( гл., чего ? ) снега, затопили (гл., чего ? ) печку, тепло (глав.) кому? ) нам.
Каждому человеку дорог его край, где он родился, где рос, где стал человеком. И лучшее место для человека на земле — его родной край.
Брянский край славится своими лесами. В лесах Брянщины произрастают многие виды растений. Некоторые из них занесены в Красную книгу и за ними ведут особое наблюдение. Большое значение для природы Брянского края имеет река Десна, на которую в любое время года съезжаются люди, чтобы искупаться, половить рыбу или просто отдохнуть. Широкие поля раскинуты по разным районам Брянской области. В зимнее время года на полях лежит белый пушистый снег. В заповеднике города Брянска обитают многие виды животных, которые также, как и растения занесены в Красную книгу. Больше всего я люблю ясные летние дни. Можно собраться и поехать с друзьями на речку, поиграть во многие игры, например: футбол. Весной особенно красивы луга и поля, которые быстро зеленеют после того, как растает снег. Зима также интересна в нашем крае. Можно увидеть в посадке бегущего зайца, одетые в белые шубы деревья, ребят, играющих в хоккей. Осенью в лесу так красиво! Желтые и красные листья застилают тропинки. Также осенью можно понаблюдать за обильными и долгими ливнями, которые большими каплями поют землю — матушку. В это время года можно на полях увидеть комбайны и трактора, которые занимаются уборкой урожая.
Каждый край славиться своими реками, озерами, лесами, полями и так далее. Перечислять можно очень долго чудеса родного края. И поэтому я считаю, что Брянский край самое лучшее и удивительное место на земле.