Грамотность на Руси
(1)Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. (2)Введение христианства и приобщение её к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. (3)Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и рас письменности ещё на заре её цивилизации.
(4)Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. (5)Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. (6)Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчёсывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.
(7)Наука недаром придаёт огромное значение изучению старинных предметов. (8)Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания учёных, приоткрыв картины живой древности. (9)В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. (10)Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги.
По И. Голуб (169 слов.)
Задания
I вариант
В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
Среди предложений 5−6 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.
Среди предложений 4−6 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.
Из предложения 4 выпишите все предлоги.
Из предложений 1–3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложений 4−6 выпишите обособленное определение.
Укажите образования слова недаром (предложение 7).
Выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе примыкания.
Выпишите грамматические основы предложения 8.
1. За окном медленно падал снежок( сказуемое и подлежащие), и снежный, ясный свет лежал (подлежащие и сказуемое) на стенах комнаты. СОЮЗ И.
2. Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль. союз И
3. В окно хлестал дождь, а здесь было тепло и уютно. союз А
4. Она приходила ко мне каждый день, а ждать я начинал её с утра. союз А
5. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
6. Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук.
7. Я жил тогда с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки.
8. Они не пришли, да мы и не считали себя вправе их ждать.союз И
держи))
1. парусная лодка -лодка с парусом
2. отцовская несуразность -несуразность отца
3. дружеская поддержка -поддержка друга
4. октябрьские праздники -праздники октября
5. ученический кружок -кружок учеников
6. кавказское побережье -побережье Кавказа
7. детское ликование -ликование детей
8. дядюшкин подарок -подарок дяди
9. измерительный прибор -прибор для измерения
10. часовая цепочка -цепочка часов
11. оловянная ложка -ложка из олова
12. газетные публикации-публикации в газете
13. в собачьей жизни -в жизни собаки
14. исторические факты-факты истории