Хрустальный звон
(1)Вышел утром на берег реки, а по не звон, тонкий-тонкий, еле уловимый.
(2) Не сразу понял, в чем дело: река уходила в зиму высокая, прибрежные кусты затоплены, ночью ударил заморозок – вода «подсохла», - и на всех веточках, побегах тальников и на затопленной осоке настыло по ледышке. (3) Висели они колокольцами над водой, струями шевелило тальники, льдинки позванивали едва внятно, а когда занимался ветерок, звон густел, угрюмая, бурная, все лето недовольно гудевшая река начинала искрить из конца в конец, открываясь добрым материнским ликом.
(4).В тихом, отходящем звуке, в легком свечении пустынной, всеми забытой реки чудилась вроде бы даже покаянная виноватость – была вот все это лето злая, мутная, неласковая, затопила птичьи гнезда, не оделила добычей рыбаков, не одарила радостью купальщиков, распугала с берега детей, отпускников…
(5)Поздняя осень, чуть греющее позднее солнце, но сколько от него светлого свету! (6) И чуть слышный хрустальный звон кругом, россыпь искрящихся колокольчиков над берегами – голос грустного предзимья по всему поднебесному миру.
(По В. Астафьеву)
1. Определите стиль и тип речи.
1) Художественный стиль; повествование с элементами рассуждения
2) Публицистический стиль; рассуждение с элементами описания
3) Художественный стиль; описание
4) Публицистический стиль; описание с элементами рассуждения
2. Какие языковые средства используются для связи второго и третьего предложений?
1) Союз
2) Местоимение
3) Лексический повтор
4) Синонимы
3. Укажите синоним к слову из третьего предложения занимался.
1) Поднимался
2)Разгорался
3) Начинался
4)Задувал
4. Укажите, в каком значении употреблено слово хрустальный в данном тексте?
1) Сделанный из хрусталя
2)Очень чистый
3) Очень прозрачный
4) напоминающий звон хрустальной посуды
5. Какое выразительное средство использовано в третьем абзаце текста?
1) Метафора
2) Олицетворение
3) Метонимия
4) Гипербола
6. Выпишите из пятого предложения слов, в которых букв больше, чем звуков.
7. Выпишите из шестого предложения слова с нулевым окончанием.
8. Выпишите из третьего предложения словосочетания, в которых используется связь примыкание.
9. Укажите номер предложения, в котором нарушен прямой порядок слов.
10. Выпишите из второго и третьего предложения причастия.
11. Укажите номер предложения, в котором имеется обособленное обстоятельство.
Вот и закончился еще один рабочий день. Ребята разошлись по домам. В школе стало непривычно тихо. У меня появилась свободная минутка. Есть возможность оглянуться назад, подвести итог дня, подумать, проанализировать. Что было удачного сегодня?
Сегодня очень хорошо урок литературного чтения. Все ребята активно работали, радовали меня неожиданными и оригинальными мыслями. На математике мы не справились со всем объемом подобранного материала, надо более тщательно планировать каждый этап урока. А какими были сегодня мои ребята? Они такие разные, но самые удивительные люди на свете! Смогу ли стать для вас настоящим учителем, научить вас верить в добро, справедливость, счастье, оградить вас от всего злого и грязного, что есть в нашей жизни? Мне кажется, что это самая главная миссия учителя 21 века. Тем более что современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.
Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют…