I. 1. Вставьте в предложенные слова пропущенные буквы.
2. Выпишите слова, не относящиеся к общему правилу. Объясните свой ответ.
3. Какие два варианта нормативного произношения могут быть у слова «меж..нститутский»?
Пред..нфарктный, пост..нфарктный, меж..нститутский, пред..стория, сверх..нтересный, пред..ньский, трёх..гольный, сверх..нтеллигентский, спец..нвентарь, от..граться, контр..гра, дез..нформация.
II.
1.В высказывании Александра Гениса найдите и назовите отличия метафоры от метонимии.
Метафора говорит, что одно — это другое. Она заставляет нас ходить по кругу, позволяя узнать описываемый предмет, но не понять его. Метонимия утверждает, что одно — это часть другого, такого другого, о котором ничего нельзя сказать.
Метафора — это лабиринт знаков. Метонимия — путеводная нить в этом лабиринте. Она ведет к выходу, но не доводит до него, ибо языку это не по силам (А. Генис. Сюрпризы глобализации).
2. Объясните возникшие в тексте метафоры.
3. Создайте метафоры для выразительных средств языка:
1) оксюморон —сочетание противоречащих друг другу понятий;
2) эпитет — образное определение;
3) олицетворение — приписывание неживому свойств живого;
4) гипербола — намеренное преувеличение для усиления выразительности.
III.
Разговаривают два студента:
— Завтра экзамен по морфологии. Думаю, сдаду.
— Кто бы сомневался! Конечно, сдадёшь!
1. Нарушение каких норм лежит в основе анекдота?
2. За счёт каких языковых явлений создается комический эффект в диалоге?
3. Какова лингвистическая причина появления ошибок в речи студентов?
4. Напишите небольшой (7–10 предложений) текст, объясняющий появление в речи иронии. Используйте известные вам лингвистические термины.
IV.
Послушайте стихотворение А. А. Блока «В ресторане» (https://teatr.audio/blok-aleksandr-v-restorane) в исполнении актрисы Алисы Георгиевны Коонен (1889–1974).
Отметьте особенности произношения, отличающиеся от современной нормы. Объясните причины отступлений.
Матушка Петунья была обычной старушкой, котора любила печь пирожки, варить варенье и кормить до отвалу своих внуков. Вот и решила она однажды испечь пирожков, но дрожжей у нее было на маленькое количество, потому она решила испечь колобочка. Вот так и появился на столе этот замечательный Колобочек.
(какой-то бред)
Тип про дождь:
Дождь - природное явление, но какое же это слово поэтичное. "Дождь". Многие художники, поэты искали свое вдохновление именно в этом явлении. Дождь позволял людям творить, писать великолепные стихи и картины. А сколько же сердец соединило это творение природы: главные герои фильма "Влюбись в меня, если осмелишься" признаются друг другу в вечной любви лишь в конечной сцене, они решают навеки быть вместе и умерть вместе. Так, стоя в вырытой яме, молодые герои насквозь промокшие говорят друг другу "Обещаю" и их поливает дождь
А некоторым людям наоборот, дождь погает переживать, страдать и избежать чего-то большего, чем слез. В интеренет сетях довольно популярно выражение "Пить кофе, сидеть на подоконнике, смотреть на дождьи т.д."...Так, дождь выступает в роли друга, занимает роль "груди", в которую можно поплакать и рассказать о своих душевных переживаниях.
Дождь многим друг, а кому-то враг, ведь есть люди, которые не любят мокнуть, не сколнны мечтать. Я ничего не могу сказать о таких людях, ведь сама принадлежу к тем, кому нравится дожди, ливни и грозы. Меня они вдохновляют и поражают своей мощьной безграничностью, бесконечностью.
На календаре зима, декабрь, а на улице фактически осень.
Я, в кожаной куртке и тонких кожаных сапогах, чувствую радость и наполненность жизни красотой! Солнце светит ярко, вдоль дороги растут величавые платаны, могучие деревья грецкого ореха, а под ними небольшие лужицы, окаймленные кусочками хрустального льда, наступить на эти льдинки и услышать характерный хруст-мое самое любимое занятие в это время дня!
Дорога прямая, как стрела, асфальтированная и ведет далеко Прямо над головой светит ослепительно яркое солнце, небо-темная лазурь, а далеко на горизонте седые горы Кавказа , спрятавшись в облаках, ведут мудрую беседу то ли с облаками, то ли с самим Богом!